Рассмотрение административного дела по существу
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение административного дела по существу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Отмена оспариваемого постановления вышестоящим должностным лицом либо самим судебным приставом-исполнителем в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если применение постановления нарушило права, свободы и законные интересы заявителя
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2018 N 59-КГ18-1 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 150, 198, 329 АПК РФ, ч. 3 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗОтмену оспариваемого постановления судебного пристава этим же судебным приставом суд не посчитал основанием для прекращения производства по административному делу в силу того, что административный истец настаивал на рассмотрении административного дела по существу.
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2018 N 59-КГ18-1 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 150, 198, 329 АПК РФ, ч. 3 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗОтмену оспариваемого постановления судебного пристава этим же судебным приставом суд не посчитал основанием для прекращения производства по административному делу в силу того, что административный истец настаивал на рассмотрении административного дела по существу.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Отвод судьи" КАС РФ"Из содержания протокола судебного заседания Елизовского районного суда Камчатского края от 4 декабря 2023 года следует, что до начала рассмотрения административного дела по существу председательствующий судья сообщил представителям участвующих в деле лиц (в том числе и представителю ФИО2 - ФИО12) о том, что он учился с участвующим в деле прокурором на одном курсе высшего учебного заведения с 1997 года по 2002 год. После этого отводов судье заявлено не было. Само по себе указанное обстоятельство, исходя из содержания положений статей 31, 34 КАС РФ, не могло являться основанием для самоотвода судьи."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)2) рассмотрение административного дела по существу;
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)2) рассмотрение административного дела по существу;
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
(ред. от 31.07.2025)Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"Вместе с тем в случае своевременного поступления от не явившегося в предварительное судебное заседание лица, участвующего в деле, обоснованных возражений относительно рассмотрения административного дела по существу в его отсутствие в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, либо ввиду иных заслуживающих внимания причин судья назначает другую дату судебного разбирательства административного дела по существу.
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"Вместе с тем в случае своевременного поступления от не явившегося в предварительное судебное заседание лица, участвующего в деле, обоснованных возражений относительно рассмотрения административного дела по существу в его отсутствие в связи с необходимостью представления им дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, либо ввиду иных заслуживающих внимания причин судья назначает другую дату судебного разбирательства административного дела по существу.
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- проблему доставления правонарушителя в суд для рассмотрения административного дела по существу и связанное с этим обеспечение криминологической (противопобеговой) безопасности в период принудительного доставления;
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- проблему доставления правонарушителя в суд для рассмотрения административного дела по существу и связанное с этим обеспечение криминологической (противопобеговой) безопасности в период принудительного доставления;
Готовое решение: Как уточнить исковые требования по административному иску
(КонсультантПлюс, 2025)В суде первой инстанции вы можете уточнить исковые требования в любое время до того, как он примет судебный акт, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу (ч. 1 ст. 46 КАС РФ). Рекомендуем делать это как можно раньше - желательно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Иначе уточнение может затормозить рассмотрение спора.
(КонсультантПлюс, 2025)В суде первой инстанции вы можете уточнить исковые требования в любое время до того, как он примет судебный акт, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу (ч. 1 ст. 46 КАС РФ). Рекомендуем делать это как можно раньше - желательно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Иначе уточнение может затормозить рассмотрение спора.
Статья: Некоторые вопросы принудительной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях: конституционно-правовой аспект
(Гуреева О.А., Чепенко Я.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм закона для обращения в суд с административным исковым заявлением предусмотрено 72 часа вместо 48 часов, которые регламентированы КАС РФ. Такое противоречие между Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и КАС РФ может приводить к нарушению сроков, что, в свою очередь, может нарушать конституционные права гражданина, госпитализируемого в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Также необходимо обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 276 КАС РФ далее время нахождения лица в стационаре продлевается определением судьи на срок, необходимый для рассмотрения административного дела по существу, который в силу ч. 1 ст. 277 КАС РФ не превышает пяти дней. Исходя из вышеизложенного, нахождение лица в медицинском стационаре в принудительном порядке может быть увеличено до 192 часов (48 часов + 24 часа + 5 суток (120 часов)).
(Гуреева О.А., Чепенко Я.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм закона для обращения в суд с административным исковым заявлением предусмотрено 72 часа вместо 48 часов, которые регламентированы КАС РФ. Такое противоречие между Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и КАС РФ может приводить к нарушению сроков, что, в свою очередь, может нарушать конституционные права гражданина, госпитализируемого в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Также необходимо обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 276 КАС РФ далее время нахождения лица в стационаре продлевается определением судьи на срок, необходимый для рассмотрения административного дела по существу, который в силу ч. 1 ст. 277 КАС РФ не превышает пяти дней. Исходя из вышеизложенного, нахождение лица в медицинском стационаре в принудительном порядке может быть увеличено до 192 часов (48 часов + 24 часа + 5 суток (120 часов)).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Поводом для применения судом мер предварительной защиты может быть заявление об этом лица, обратившегося в суд с административным иском. Такое заявление может быть подано в суд одновременно с административным иском, а также в ходе судебного разбирательства до рассмотрения административного дела по существу либо до вступления решения в законную силу. Заявление должно соответствовать требованиям, закрепленным в ст. 86 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Поводом для применения судом мер предварительной защиты может быть заявление об этом лица, обратившегося в суд с административным иском. Такое заявление может быть подано в суд одновременно с административным иском, а также в ходе судебного разбирательства до рассмотрения административного дела по существу либо до вступления решения в законную силу. Заявление должно соответствовать требованиям, закрепленным в ст. 86 КАС РФ.
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Остается открытым вопрос о том, входит ли в предмет такой судебной проверки соблюдение не только законных пределов усмотрения публичного субъекта (не вышел ли он за пределы формально предоставленных ему полномочий), но и телеологических (соответствует ли предусмотренный соглашением вариант реализации полномочия целям, для достижения которых они предоставлены). Заметим, что проблема пределов судебного контроля административной дискреции на протяжении многих лет является дискуссионной и применительно к рассмотрению административных дел по существу. Так, Д.М. Чечот отмечал, что "в тех случаях, когда совершение административного действия зависит исключительно от усмотрения административного органа, контроль судебных органов должен быть исключен" <25>. Ю.П. Соловей, возражая против этой точки зрения, указывает, что подобный контроль не означает вмешательства суда в деятельность публичной администрации, "поскольку суд не диктует свою волю органам и должностным лицам, а ограничивается оценкой принятых ими актов" <26>.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Остается открытым вопрос о том, входит ли в предмет такой судебной проверки соблюдение не только законных пределов усмотрения публичного субъекта (не вышел ли он за пределы формально предоставленных ему полномочий), но и телеологических (соответствует ли предусмотренный соглашением вариант реализации полномочия целям, для достижения которых они предоставлены). Заметим, что проблема пределов судебного контроля административной дискреции на протяжении многих лет является дискуссионной и применительно к рассмотрению административных дел по существу. Так, Д.М. Чечот отмечал, что "в тех случаях, когда совершение административного действия зависит исключительно от усмотрения административного органа, контроль судебных органов должен быть исключен" <25>. Ю.П. Соловей, возражая против этой точки зрения, указывает, что подобный контроль не означает вмешательства суда в деятельность публичной администрации, "поскольку суд не диктует свою волю органам и должностным лицам, а ограничивается оценкой принятых ими актов" <26>.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)По смыслу положений ст. 340 КАС РФ при рассмотрении административного дела по существу судом надзорной инстанции рассматриваются вопросы права. При этом проверяются и устанавливаются именно фундаментальные ошибки правоприменения. На данном этапе административного судопроизводства не осуществляется доказывание обстоятельств материально-правового характера (не проводится судебная экспертиза, допрос свидетелей). Суд изучает лишь материалы административного дела и объяснения лиц, участвующих в нем, которые по общему правилу должны состоять из аргументов правового характера, а не утверждений о наличии или отсутствии материально-правовых фактов, устанавливаемых на стадии производства в суде первой инстанции либо на стадии производства в суде апелляционной инстанции.
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)По смыслу положений ст. 340 КАС РФ при рассмотрении административного дела по существу судом надзорной инстанции рассматриваются вопросы права. При этом проверяются и устанавливаются именно фундаментальные ошибки правоприменения. На данном этапе административного судопроизводства не осуществляется доказывание обстоятельств материально-правового характера (не проводится судебная экспертиза, допрос свидетелей). Суд изучает лишь материалы административного дела и объяснения лиц, участвующих в нем, которые по общему правилу должны состоять из аргументов правового характера, а не утверждений о наличии или отсутствии материально-правовых фактов, устанавливаемых на стадии производства в суде первой инстанции либо на стадии производства в суде апелляционной инстанции.
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Единичные нормы ст. 153, 155 КАС РФ следует объединить в единый процессуальный комплекс, который должен регулировать вопрос разъяснения процессуальных прав участников административного судопроизводства. В рамках данного комплекса необходимо указать не только на обязанность председательствующего разъяснить процессуальные права и обязанности соответствующим участникам, но и указать временной период данного действия - до начала рассмотрения административного дела по существу. Также данный комплекс нуждается в дополняющих нормах. Во-первых, в случае, если лицо привлекается или допускается к участию к судебному разбирательству, то председательствующий разъясняет ему права и обязанности отдельно. Во-вторых, если председательствующий не разъяснил права и обязанности, то он вправе перейти к данному этапу, разъяснить права и начать рассмотрение дела по существу с начала. В-третьих, необходимо установить возможность повторного разъяснения соответствующих прав и обязанностей в ходе рассмотрения дела, если возникла такая необходимость. В-четвертых, необходимо указать на соответствующие негативные процессуальные последствия неисполнения председательствующим данной обязанности.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Единичные нормы ст. 153, 155 КАС РФ следует объединить в единый процессуальный комплекс, который должен регулировать вопрос разъяснения процессуальных прав участников административного судопроизводства. В рамках данного комплекса необходимо указать не только на обязанность председательствующего разъяснить процессуальные права и обязанности соответствующим участникам, но и указать временной период данного действия - до начала рассмотрения административного дела по существу. Также данный комплекс нуждается в дополняющих нормах. Во-первых, в случае, если лицо привлекается или допускается к участию к судебному разбирательству, то председательствующий разъясняет ему права и обязанности отдельно. Во-вторых, если председательствующий не разъяснил права и обязанности, то он вправе перейти к данному этапу, разъяснить права и начать рассмотрение дела по существу с начала. В-третьих, необходимо установить возможность повторного разъяснения соответствующих прав и обязанностей в ходе рассмотрения дела, если возникла такая необходимость. В-четвертых, необходимо указать на соответствующие негативные процессуальные последствия неисполнения председательствующим данной обязанности.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе прокурорской проверки обнаружены признаки административного правонарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, прокурор выносит постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Однако в дальнейшем материалы по делу о данном правонарушении передаются органами прокуратуры в ФАС России или ее территориальное управление для рассмотрения дела по существу и принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности (ст. 23.66 КоАП РФ, п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе прокурорской проверки обнаружены признаки административного правонарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, прокурор выносит постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Однако в дальнейшем материалы по делу о данном правонарушении передаются органами прокуратуры в ФАС России или ее территориальное управление для рассмотрения дела по существу и принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности (ст. 23.66 КоАП РФ, п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- несоблюдение судом первой инстанции сроков рассмотрения административного дела по существу не является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ, а также данное нарушение не привело и не могло привести к принятию неправильного решения <31>;
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- несоблюдение судом первой инстанции сроков рассмотрения административного дела по существу не является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ, а также данное нарушение не привело и не могло привести к принятию неправильного решения <31>;
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Из указанного общего правила распределения судебных расходов, несомненно, должны быть сделаны определенные исключения. Например, в ситуации, когда в удовлетворении административного иска отказано, но в отдельном судебном заседании после разрешения административного дела по существу рассматривается вопрос о взыскании с административного ответчика штрафа за непредставление им без уважительных причин истребованных судом доказательств, нет оснований для взыскания соответствующих судебных расходов с административного истца. В противном случае на административного истца несправедливо возлагались бы неблагоприятные последствия неправомерного процессуального поведения административного ответчика. Полагаем, что соответствующие расходы не подлежат распределению судом и остаются на лицах, которые их понесли <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Из указанного общего правила распределения судебных расходов, несомненно, должны быть сделаны определенные исключения. Например, в ситуации, когда в удовлетворении административного иска отказано, но в отдельном судебном заседании после разрешения административного дела по существу рассматривается вопрос о взыскании с административного ответчика штрафа за непредставление им без уважительных причин истребованных судом доказательств, нет оснований для взыскания соответствующих судебных расходов с административного истца. В противном случае на административного истца несправедливо возлагались бы неблагоприятные последствия неправомерного процессуального поведения административного ответчика. Полагаем, что соответствующие расходы не подлежат распределению судом и остаются на лицах, которые их понесли <1>.