Распределение педагогической нагрузки

Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение педагогической нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2023 по делу N 88-31642/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании разницы заработной платы; 3) Об оспаривании приказов об изменении условий труда; 4) О признании незаконными действий по уменьшению объема педагогической нагрузки.
Обстоятельства: Истица указала, что не согласна с уменьшением учебной нагрузки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Судебными инстанциями не установлены факты дискриминации в отношении Я. со стороны работодателя при изменении педагогической нагрузки и распределении педагогической нагрузки среди других преподавателей, поскольку по смыслу статей 34 и 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на прекращение обучения, на обучение по иной программе, на обучение у конкретного преподавателя принадлежит обучающимся и их законным представителям, работодатель - образовательная организация не может обязывать обучающихся заниматься по определенной программе и с конкретным преподавателем либо запрещать прекращение обучения. При этом реализация обучающимися и их законными представителями указанных прав может иметь место как до начала учебного года, при поступлении на обучение, так и в течение учебного года.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2023 N 88-29132/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконными действий по уменьшению объема педагогической нагрузки, оспаривании приказов об изменении условий труда.
Обстоятельства: Сам по себе факт отсутствия подписи работника в дополнительных соглашениях об изменении объема учебной нагрузки не свидетельствует о нарушении трудовых прав работника, поскольку решение работодателя об изменении (сокращении) педагогической нагрузки было принято в рамках его компетенции и обусловлено объективными причинами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
При этом отметил, что в ходе рассмотрения дела не установлены факты дискриминации в отношении Я. со стороны работодателя при изменении педагогической нагрузки и распределении педагогической нагрузки среди других преподавателей, поскольку по смыслу статей 34 и 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на прекращение обучения, на обучение по иной программе, на обучение у конкретного преподавателя принадлежит обучающимся и их законным представителям, работодатель - образовательная организация не может обязывать обучающихся заниматься по определенной программе и с конкретным преподавателем либо запрещать прекращение обучения. При этом реализация обучающимися и их законными представителями указанных прав может иметь место как до начала учебного года, при поступлении на обучение, так и в течение учебного года.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Какой общий порядок работы тарификационной комиссии, созданной в учреждении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Порядок работы и полномочия тарификационных комиссий упоминаются в судебных актах по трудовым спорам. Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 30.11.2020 по делу N 33-415007/2020, 2-367/2020 указано, что в соответствии с протоколом заседания тарификационной комиссии по проведению индивидуальной тарификации работников образовательного учреждения на 2018 - 2019 учебный год, повесткой дня которого явились итоги предварительной индивидуальной тарификации педагогических работников школы по распределению педагогической нагрузки на 2018 - 2019 учебный год, по результатам проверки объема педагогической нагрузки выявилось отсутствие педагогической нагрузки у преподавателя хорового класса, в связи с чем постановлено: сократить штатную численность основного персонала на 1 единицу - преподаватель хора.
Статья: Учитель может уволиться только сам?
(Пластинина Н.)
("Трудовое право", 2019, N 11)
Пример из практики. Суд отказал педагогу в удовлетворении требования к работодателю сохранить прежнюю учебную нагрузку. Рассмотрев обстоятельства дела, суд установил, что учебная нагрузка истца с 01.09.2017 соответствовала ее ставке, предусмотренной трудовым договором, об изменении нагрузки на 2017 учебный год истец была уведомлена 22.05.2017 до начала учебного года, нарушений трудовых прав истца, в том числе положений ст. ст. 72, 74 ТК РФ ответчиком допущено не было. Суд указал, что поскольку изменение и распределение учебной нагрузки осуществляются администрацией школы в соответствии с учебным планом, исходя из количества учебных часов и численности обучающихся, а также иными конкретными обстоятельствами, вследствие чего требования по иску о восстановлении истцу часовой дополнительной педагогической нагрузки в количестве 17 часов в неделю с 01.09.2017 обоснованно отклонены судом (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2019 по делу N 33-26479/2019 <1>).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова"
4.2. В силу специфики образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования работодатель далеко не всегда имеет объективную возможность обеспечить постоянное и непрерывное участие в реализации образовательных программ высшего образования всех членов конкретного научно-педагогического коллектива, а также равномерное распределение между ними соответствующей педагогической нагрузки. Вовлеченность отдельных педагогических работников непосредственно в образовательный процесс, объем и содержание их учебной нагрузки в разные периоды могут быть различными и обусловлены в первую очередь количеством и объемом образовательных программ данной образовательной организации, форматом их реализации в конкретном учебном году, востребованностью этих программ в образовательном пространстве, структурой учебных планов по тем или иным программам и пр. Указанные обстоятельства влекут возможность заключения с относящимися к данной категории работниками срочных трудовых договоров с различным сроком их действия, не исключая при этом и заключение трудовых договоров на неопределенный срок.
Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н
(ред. от 25.01.2023)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2011 N 20237)
Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательного учреждения. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей). Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных учреждений по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательного учреждения. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.