Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""По смыслу пунктов 2 и 3 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи, органы местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяют цену по правилам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения16.1. Перейдут ли права к новому арендодателю при передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу госвласти по распоряжению неразграниченными земельными участками, если договор аренды не будет переоформлен
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3) в течение шести месяцев со дня прекращения в соответствии с пунктом 5 или 6 настоящей статьи права распоряжения органом местного самоуправления таким земельным участком указанный в подпункте 1 настоящего пункта межведомственный коллегиальный орган не принял решение о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком;
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3) в течение шести месяцев со дня прекращения в соответствии с пунктом 5 или 6 настоящей статьи права распоряжения органом местного самоуправления таким земельным участком указанный в подпункте 1 настоящего пункта межведомственный коллегиальный орган не принял решение о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком;
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году принят Закон N 30-РЗ, согласно которому полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками неразграниченной государственной собственности осуществляют органы республиканской власти. Вслед за ним в 2015 году принят Закон N 31-РЗ о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году принят Закон N 30-РЗ, согласно которому полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками неразграниченной государственной собственности осуществляют органы республиканской власти. Вслед за ним в 2015 году принят Закон N 31-РЗ о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)- утверждающие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в процессе распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и на которые собственность не разграничена;
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)- утверждающие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в процессе распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и на которые собственность не разграничена;
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Примечательно, что обоснованность цели распоряжения земельным участком в судебной практике рассматривается как непосредственный критерий законности его отчуждения. Так, по одному из дел судом было указано, что орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не вправе принять решение о его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования <4>.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Примечательно, что обоснованность цели распоряжения земельным участком в судебной практике рассматривается как непосредственный критерий законности его отчуждения. Так, по одному из дел судом было указано, что орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не вправе принять решение о его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования <4>.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Многообразие форм собственности на землю обусловило многообразие и форм публичной собственности, к которой традиционно относят федеральную, региональную и муниципальную собственность на землю. Между тем структура публичной собственности на землю включает не только указанные формы собственности, поскольку в Российской Федерации государственная собственность на землю не разграничена. Следовательно, большое число земельных участков не являются частной собственностью и не относятся к собственности конкретных публично-правовых образований, но тем менее являются публичной собственностью. Неразграниченные земли определяются как отдельная форма публичной собственности на землю, с собственным правовым режимом, отличным от традиционных форм публичной собственности. В процессе управления ими особая роль отведена органам местного самоуправления. Доказывается, что полномочия по управлению неразграниченными землями являются отдельными государственными полномочиями, переданными на исполнение органам местного самоуправления. Анализируется проблема заключения соглашений о передаче указанных полномочий от одних муниципальных образований другим и перераспределения этих полномочий законом субъекта Российской Федерации. Делается вывод о несоответствии Федерального закона о передаче полномочий органам местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требованиям законодательства о местном самоуправлении.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Многообразие форм собственности на землю обусловило многообразие и форм публичной собственности, к которой традиционно относят федеральную, региональную и муниципальную собственность на землю. Между тем структура публичной собственности на землю включает не только указанные формы собственности, поскольку в Российской Федерации государственная собственность на землю не разграничена. Следовательно, большое число земельных участков не являются частной собственностью и не относятся к собственности конкретных публично-правовых образований, но тем менее являются публичной собственностью. Неразграниченные земли определяются как отдельная форма публичной собственности на землю, с собственным правовым режимом, отличным от традиционных форм публичной собственности. В процессе управления ими особая роль отведена органам местного самоуправления. Доказывается, что полномочия по управлению неразграниченными землями являются отдельными государственными полномочиями, переданными на исполнение органам местного самоуправления. Анализируется проблема заключения соглашений о передаче указанных полномочий от одних муниципальных образований другим и перераспределения этих полномочий законом субъекта Российской Федерации. Делается вывод о несоответствии Федерального закона о передаче полномочий органам местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требованиям законодательства о местном самоуправлении.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В кассационной жалобе ООО "СВХ-Порт-2", не соглашаясь с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их, полагая выводы суда несоответствующими нормам права. По мнению заявителя, судом не приняты во внимание права заявителя в части восстановления положения, существовавшее до признания сделок незаконными. Ссылается на формирование земельного участка площадью 5987,23 кв. м, проведение межевых работ; на то, что на указанном земельном участке отсутствуют федеральные объекты и, соответственно, о возможном его разделении; на возможное распоряжение земельным участком органом местного самоуправления согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; на то, что право собственности за Российской Федерацией оформлено после заключения оспариваемых сделок, а именно 23.12.2008.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В кассационной жалобе ООО "СВХ-Порт-2", не соглашаясь с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их, полагая выводы суда несоответствующими нормам права. По мнению заявителя, судом не приняты во внимание права заявителя в части восстановления положения, существовавшее до признания сделок незаконными. Ссылается на формирование земельного участка площадью 5987,23 кв. м, проведение межевых работ; на то, что на указанном земельном участке отсутствуют федеральные объекты и, соответственно, о возможном его разделении; на возможное распоряжение земельным участком органом местного самоуправления согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; на то, что право собственности за Российской Федерацией оформлено после заключения оспариваемых сделок, а именно 23.12.2008.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2006 г. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, с его принятием отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в России будут отнесены к той или иной форме собственности; уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них; как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить п. 14 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2006 г. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, с его принятием отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в России будут отнесены к той или иной форме собственности; уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них; как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить п. 14 комментируемой статьи.