Распоряжение муниципальной собственностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение муниципальной собственностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияМестное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ). Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ).
Форма: Договор мены земельных участков между муниципальным образованием и физлицом (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное образование _________________ в лице ___________________________ (должность) _______________ (Ф.И.О.), действующего на основании ___________________ (реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) и решения _______________ от "___" _________ ____ г. N___ (наименование органа, принявшего решение о распоряжении муниципальным имуществом, реквизиты решения), далее именуемое "Сторона 1", с одной стороны и
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальное образование _________________ в лице ___________________________ (должность) _______________ (Ф.И.О.), действующего на основании ___________________ (реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) и решения _______________ от "___" _________ ____ г. N___ (наименование органа, принявшего решение о распоряжении муниципальным имуществом, реквизиты решения), далее именуемое "Сторона 1", с одной стороны и
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 64. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 64. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Статья: Правовые аспекты ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
(Петров А.А.)
("Современное право", 2025, N 7)В 2016 году Нижегородским областным судом были признаны недействующими некоторые нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Арзамаса, а на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность опубликовать решение суда. Так как решение суда не было опубликовано местной думой в трехмесячный срок, администрация г. Арзамаса решила, что тем самым ограничиваются ее полномочия по решению вопросов местного значения в области управления муниципальной собственностью. Суд посчитал, что местная дума по объективным причинам не смогла исполнить решение суда, так как само решение было ею получено спустя шесть месяцев в связи с процедурами обжалования (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 05.04.2017 по делу N 33а-3529/17).
(Петров А.А.)
("Современное право", 2025, N 7)В 2016 году Нижегородским областным судом были признаны недействующими некоторые нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Арзамаса, а на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность опубликовать решение суда. Так как решение суда не было опубликовано местной думой в трехмесячный срок, администрация г. Арзамаса решила, что тем самым ограничиваются ее полномочия по решению вопросов местного значения в области управления муниципальной собственностью. Суд посчитал, что местная дума по объективным причинам не смогла исполнить решение суда, так как само решение было ею получено спустя шесть месяцев в связи с процедурами обжалования (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 05.04.2017 по делу N 33а-3529/17).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ). При этом п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа. Земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ). При этом п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа. Земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).
Статья: К вопросу об уплате государственной пошлины органами публичной власти как юридическими лицами (участниками гражданского оборота) при обращении в арбитражные суды
(Попов А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Статья 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
(Попов А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Статья 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По тем же основаниям не признается налоговым агентом организация, приобретающая у муниципалитета права на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или в распоряжении муниципального образования (Письма Минфина России от 07.09.2020 N 03-07-11/78398, от 01.11.2018 N 03-07-11/78754), а также прав на размещение нестационарных торговых объектов (Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По тем же основаниям не признается налоговым агентом организация, приобретающая у муниципалитета права на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или в распоряжении муниципального образования (Письма Минфина России от 07.09.2020 N 03-07-11/78398, от 01.11.2018 N 03-07-11/78754), а также прав на размещение нестационарных торговых объектов (Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289).
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество по договору безвозмездного пользования
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях реализации Приказа ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 и Положения о порядке распоряжения муниципальным имуществом г. Тихогорска, утвержденного Постановлением Собрания представителей г. Тихогорска от 09.04.2025 N 75,
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях реализации Приказа ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 и Положения о порядке распоряжения муниципальным имуществом г. Тихогорска, утвержденного Постановлением Собрания представителей г. Тихогорска от 09.04.2025 N 75,
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В пункте 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 <1> зафиксировано: собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В пункте 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 <1> зафиксировано: собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Также на уровне муниципального образования существуют нормативные акты, устанавливающие порядок распоряжения муниципальным имуществом, например решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 25 сентября 2014 г. N 19-7 "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Горно-Алтайск" <22>.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Также на уровне муниципального образования существуют нормативные акты, устанавливающие порядок распоряжения муниципальным имуществом, например решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 25 сентября 2014 г. N 19-7 "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Горно-Алтайск" <22>.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Первое. Из п. 2 Постановления N 35-П отчетливо вытекает ключевая установка Конституционного Суда РФ относительно задач законодателя, системы его ориентиров при регулировании рассматриваемых отношений. Как указано Судом, "осуществляя правовое регулирование данных взаимоотношений, федеральный законодатель обязан обеспечивать надлежащие условия, гарантирующие исполнение местным самоуправлением своего предназначения по решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью и удовлетворению тем самым базовых жизненных потребностей населения муниципальных образований, а также реализацию местным самоуправлением общей для всех уровней публичной власти конституционной задачи по поддержке конкуренции, способной в текущем состоянии муниципальной экономики создать оптимальную среду для реализации частной экономической инициативы и не допустить принятия несовместимых с конституционными принципами, в том числе принципами справедливости и добросовестности, решений с целью получения муниципальными образованиями преимуществ от своего публично-правового статуса при участии в гражданском обороте на общих основаниях с частными лицами".
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Первое. Из п. 2 Постановления N 35-П отчетливо вытекает ключевая установка Конституционного Суда РФ относительно задач законодателя, системы его ориентиров при регулировании рассматриваемых отношений. Как указано Судом, "осуществляя правовое регулирование данных взаимоотношений, федеральный законодатель обязан обеспечивать надлежащие условия, гарантирующие исполнение местным самоуправлением своего предназначения по решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью и удовлетворению тем самым базовых жизненных потребностей населения муниципальных образований, а также реализацию местным самоуправлением общей для всех уровней публичной власти конституционной задачи по поддержке конкуренции, способной в текущем состоянии муниципальной экономики создать оптимальную среду для реализации частной экономической инициативы и не допустить принятия несовместимых с конституционными принципами, в том числе принципами справедливости и добросовестности, решений с целью получения муниципальными образованиями преимуществ от своего публично-правового статуса при участии в гражданском обороте на общих основаниях с частными лицами".
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.