Раскрытие банковской тайны
Подборка наиболее важных документов по запросу Раскрытие банковской тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Работник оспаривает увольнение за разглашение тайны
(КонсультантПлюс, 2025)Работник раскрыл неуполномоченному лицу банковскую тайну, но увольнение состоялось без учета его предшествующего поведения, отношения к труду и др. (мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения несоразмерна тяжести проступка)
(КонсультантПлюс, 2025)Работник раскрыл неуполномоченному лицу банковскую тайну, но увольнение состоялось без учета его предшествующего поведения, отношения к труду и др. (мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения несоразмерна тяжести проступка)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа предоставить сведения о движении денежных средств по расчетным счетам должника. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Суд указал, что налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика. Из положений ст. ст. 86, 93.1 НК РФ не следует, что налоговые органы наделены правом запроса информации у банков об остатках и движении денежных средств по счетам должника при получении запросов юридических лиц с приложением ими копии исполнительного листа. Суд дополнительно отметил, что ст. ст. 102, 103 НК РФ прямо устанавливают запрет на раскрытие налоговой и банковской тайн. При этом суд подчеркнул, что общество не запрашивало сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов и, соответственно, в предоставлении таких сведений налоговый орган не отказывал.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа предоставить сведения о движении денежных средств по расчетным счетам должника. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Суд указал, что налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика. Из положений ст. ст. 86, 93.1 НК РФ не следует, что налоговые органы наделены правом запроса информации у банков об остатках и движении денежных средств по счетам должника при получении запросов юридических лиц с приложением ими копии исполнительного листа. Суд дополнительно отметил, что ст. ст. 102, 103 НК РФ прямо устанавливают запрет на раскрытие налоговой и банковской тайн. При этом суд подчеркнул, что общество не запрашивало сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов и, соответственно, в предоставлении таких сведений налоговый орган не отказывал.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Передача кредитными организациями информации компаниям в сфере IT-аутсорсинга: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 2)Также в рамках Стандарта банки должны обеспечить взаимодействие с Банком России по поводу инцидентов с реализацией информационных угроз. К ним относятся инциденты защиты информации, в том числе незаконное раскрытие банковской тайны, персональных данных и (или) иных данных клиентов или работников участника информационного обмена, компьютерные инциденты, компьютерные атаки и уязвимости информационной безопасности, которые могут привести к инциденту защиты информации или компьютерному инциденту.
(Лаутс Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 2)Также в рамках Стандарта банки должны обеспечить взаимодействие с Банком России по поводу инцидентов с реализацией информационных угроз. К ним относятся инциденты защиты информации, в том числе незаконное раскрытие банковской тайны, персональных данных и (или) иных данных клиентов или работников участника информационного обмена, компьютерные инциденты, компьютерные атаки и уязвимости информационной безопасности, которые могут привести к инциденту защиты информации или компьютерному инциденту.
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Поэтому высказанное в экспертной литературе предложение о "включении в правила обслуживания клиентов и типовые формы договоров предварительного безотзывного согласия клиента на раскрытие определенной информации в случае получения запроса от иностранных государственных органов с учетом действующего законодательства" <9> хотя и может использоваться в сложившейся ситуации банками, но не может в полной мере минимизировать риски банка в части нарушения действующего законодательства России. Включение такого рода положений в типовые документы банка противоречит норме ст. 26 Закона о банках в части возможности расширения, но не сужения сведений, составляющих банковскую тайну во внутренних документах кредитной организации. Включение такого рода условий в договоры с клиентами, на наш взгляд, не сможет в полной мере минимизировать риск привлечения банка к ответственности за раскрытие банковской тайны. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, банковская тайна может быть раскрыта только в случаях, в порядке и форме, предусмотренных законом, поскольку является "публично-частным институтом" <10>, предполагающим ограниченную дискрецию по даче согласия самим клиентом на передачу сведений, составляющих банковскую тайну. С другой стороны, у кредитных организаций распространена практика передачи части функций банков на аутсорсинг, и Банк России не считает такую практику незаконной <11>, хотя очевидно, что в таком случае сведения, составляющие банковскую и коммерческую тайны, могут быть переданы третьим лицам. Кроме того, Банк России в нескольких своих разъяснительных письмах <12> (которые не являются нормативным актом и могут носить только рекомендательный характер) указывает, что передача информации, составляющей банковскую тайну физического лица, третьим лицам (за исключением лиц, упомянутых в ст. 26 Закона о банках, которые имеют право доступа к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей) допускается исключительно при наличии письменного согласия физического лица. Данная позиция Банка России подтверждается судебной практикой <13>.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Поэтому высказанное в экспертной литературе предложение о "включении в правила обслуживания клиентов и типовые формы договоров предварительного безотзывного согласия клиента на раскрытие определенной информации в случае получения запроса от иностранных государственных органов с учетом действующего законодательства" <9> хотя и может использоваться в сложившейся ситуации банками, но не может в полной мере минимизировать риски банка в части нарушения действующего законодательства России. Включение такого рода положений в типовые документы банка противоречит норме ст. 26 Закона о банках в части возможности расширения, но не сужения сведений, составляющих банковскую тайну во внутренних документах кредитной организации. Включение такого рода условий в договоры с клиентами, на наш взгляд, не сможет в полной мере минимизировать риск привлечения банка к ответственности за раскрытие банковской тайны. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, банковская тайна может быть раскрыта только в случаях, в порядке и форме, предусмотренных законом, поскольку является "публично-частным институтом" <10>, предполагающим ограниченную дискрецию по даче согласия самим клиентом на передачу сведений, составляющих банковскую тайну. С другой стороны, у кредитных организаций распространена практика передачи части функций банков на аутсорсинг, и Банк России не считает такую практику незаконной <11>, хотя очевидно, что в таком случае сведения, составляющие банковскую и коммерческую тайны, могут быть переданы третьим лицам. Кроме того, Банк России в нескольких своих разъяснительных письмах <12> (которые не являются нормативным актом и могут носить только рекомендательный характер) указывает, что передача информации, составляющей банковскую тайну физического лица, третьим лицам (за исключением лиц, упомянутых в ст. 26 Закона о банках, которые имеют право доступа к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей) допускается исключительно при наличии письменного согласия физического лица. Данная позиция Банка России подтверждается судебной практикой <13>.
Нормативные акты
"Стандарт Банка России "Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление инцидентами, связанными с реализацией информационных угроз, и инцидентами операционной надежности. О формах и сроках взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и субъектами национальной платежной системы при выявлении инцидентов, связанных с реализацией информационных угроз, и инцидентов операционной надежности" СТО БР БФБО-1.5-2023"
(принят и введен в действие приказом Банка России от 08.02.2023 N ОД-215)6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА С БАНКОМ РОССИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНЦИДЕНТОВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕЗАКОННОМ РАСКРЫТИИ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ, ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ И (ИЛИ) ИНЫХ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ ИЛИ РАБОТНИКОВ УЧАСТНИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА, И ИНЦИДЕНТОВ ОПЕРАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ
(принят и введен в действие приказом Банка России от 08.02.2023 N ОД-215)6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА С БАНКОМ РОССИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНЦИДЕНТОВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕЗАКОННОМ РАСКРЫТИИ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ, ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ И (ИЛИ) ИНЫХ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ ИЛИ РАБОТНИКОВ УЧАСТНИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА, И ИНЦИДЕНТОВ ОПЕРАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ
Постановление Правительства РФ от 03.03.2025 N 251
"Об утверждении Правил банковского сопровождения договоров о выполнении мероприятий и проектов, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "О Фонде перспективных исследований"е) случаи, порядок, форма и сроки предоставления банком Фонду информации об операциях по отдельному счету, составляющей банковскую тайну. Предоставление банком Фонду информации, составляющей банковскую тайну и предусмотренной в договоре банковского счета или ином документе, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с согласия участника кооперации на раскрытие информации, составляющей банковскую тайну.
"Об утверждении Правил банковского сопровождения договоров о выполнении мероприятий и проектов, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "О Фонде перспективных исследований"е) случаи, порядок, форма и сроки предоставления банком Фонду информации об операциях по отдельному счету, составляющей банковскую тайну. Предоставление банком Фонду информации, составляющей банковскую тайну и предусмотренной в договоре банковского счета или ином документе, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с согласия участника кооперации на раскрытие информации, составляющей банковскую тайну.
Статья: Особые условия допуска кредитных организаций к отдельным сферам экономической деятельности: к вопросу о понятии "уполномоченные банки"
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)Таким образом, в двух основных Федеральных законах, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации, анализируемое понятие упоминается лишь применительно к раскрытию информации, составляющей банковскую тайну.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2021, N 1)Таким образом, в двух основных Федеральных законах, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации, анализируемое понятие упоминается лишь применительно к раскрытию информации, составляющей банковскую тайну.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, не носит исчерпывающего характера. Пределы раскрытия банковской тайны, правовые основы, порядок и условия предоставления указанной информации без согласия владельцев счетов определяются ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности. Статья довольно объемная: исходя из ее содержания, сложно выделить пределы раскрытия банковской тайны. Поэтому требуется дальнейшая работа по установлению четких законодательных границ, определяющих случаи и пределы раскрытия банковской тайны.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, не носит исчерпывающего характера. Пределы раскрытия банковской тайны, правовые основы, порядок и условия предоставления указанной информации без согласия владельцев счетов определяются ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности. Статья довольно объемная: исходя из ее содержания, сложно выделить пределы раскрытия банковской тайны. Поэтому требуется дальнейшая работа по установлению четких законодательных границ, определяющих случаи и пределы раскрытия банковской тайны.
Статья: Проблемы регламентации уголовной ответственности за незаконные получение и разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны
(Восканян Р.О., Вольдимарова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)В действительности с экономической точки зрения сложно оценить, что подразумевается под тяжкими последствиями, когда речь идет о разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Если рассматривать микроуровень, то для каждого хозяйствующего субъекта в зависимости от объемов выручки и рыночной стоимости раскрытие сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, приводит к разным последствиям, которые весьма легко рассчитать в стоимостном выражении. Однако результат для любого хозяйствующего субъекта одинаков - реализация значительного риска, приводящего к снижению финансовых показателей и при прочих равных условиях к высокой вероятности банкротства.
(Восканян Р.О., Вольдимарова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)В действительности с экономической точки зрения сложно оценить, что подразумевается под тяжкими последствиями, когда речь идет о разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Если рассматривать микроуровень, то для каждого хозяйствующего субъекта в зависимости от объемов выручки и рыночной стоимости раскрытие сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, приводит к разным последствиям, которые весьма легко рассчитать в стоимостном выражении. Однако результат для любого хозяйствующего субъекта одинаков - реализация значительного риска, приводящего к снижению финансовых показателей и при прочих равных условиях к высокой вероятности банкротства.
Статья: Как избежать обвинений в нарушении банковской тайны: нюансы передачи сведений в частноправовом порядке
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Во-вторых, речь идет о случаях, когда банк вправе раскрыть информацию, являющуюся банковской тайной, по своей инициативе, не спрашивая на это согласия клиента.
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Во-вторых, речь идет о случаях, когда банк вправе раскрыть информацию, являющуюся банковской тайной, по своей инициативе, не спрашивая на это согласия клиента.