Публичный сервитут частная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут частная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Исчерпывающий перечень целей установления публичного сервитута приведен в статье 39.37 Земельного кодекса. Обеспечение находящегося в частной собственности земельного участка под многоквартирным домом проездом спецтехники через аналогичный смежный земельный участок в перечне целей установления публичного сервитута не значится. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута перечислены в статье 39.38 Земельного кодекса."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Довод подателя жалобы о том, что в силу статьи 39.36 ЗК РФ не требуется оформление прав на земельный участок, расположенный под опорами линии электропередачи и принадлежащий на праве частной собственности Гасымовой Л.Ф., обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. Нормы статьи 39.36 ЗК РФ определяют случаи, основания и порядок использования земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (публичной собственности). Между тем спорный земельный участок с кадастровым номером 35:14:0704029:13, на котором расположена опора N 5 ЛЭП, находится в частной собственности, следовательно, положения статьи 39.36 ЗК РФ в данном случае не подлежат применению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков рекомендуем, в частности, учитывать (п. 6 Методических рекомендаций):
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков рекомендуем, в частности, учитывать (п. 6 Методических рекомендаций):
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Возможность установления публичного сервитута без взимания платы предусмотрена ч. 6 ст. 39.46 ЗК РФ в исключительных случаях. Причем если в силу указанной статьи иные случаи не указаны, то п. 4 ст. 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ гласит, что безвозмездно частью земельного участка, находящегося в частной собственности, для установления публичного сервитута могут пользоваться юридические лица, право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения которых возникло до 1 сентября 2018 г. Это создает неясность в вопросе о том, исчерпываются ли случаи, установленные в ч. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, либо к ним могут относиться случаи, не упомянутые в ЗК РФ, а равно в вопросе о критериях определения размера земельного налога, который обязан уплачивать правообладатель земельного участка. Такое обязывание можно счесть избыточным, если рассматривать необходимость уплаты земельного налога, являющегося неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего таким лицам имущества (ст. 210 ГК РФ).
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Возможность установления публичного сервитута без взимания платы предусмотрена ч. 6 ст. 39.46 ЗК РФ в исключительных случаях. Причем если в силу указанной статьи иные случаи не указаны, то п. 4 ст. 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ гласит, что безвозмездно частью земельного участка, находящегося в частной собственности, для установления публичного сервитута могут пользоваться юридические лица, право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения которых возникло до 1 сентября 2018 г. Это создает неясность в вопросе о том, исчерпываются ли случаи, установленные в ч. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, либо к ним могут относиться случаи, не упомянутые в ЗК РФ, а равно в вопросе о критериях определения размера земельного налога, который обязан уплачивать правообладатель земельного участка. Такое обязывание можно счесть избыточным, если рассматривать необходимость уплаты земельного налога, являющегося неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего таким лицам имущества (ст. 210 ГК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<27> Подробнее см.: Галиновская Е.А. Применение земельного законодательства: проблемы и решения: науч.-практ. пособие. М., 2012. С. 130 - 131; Филина Д.Л. Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 10. С. 71.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<27> Подробнее см.: Галиновская Е.А. Применение земельного законодательства: проблемы и решения: науч.-практ. пособие. М., 2012. С. 130 - 131; Филина Д.Л. Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 10. С. 71.