Проверки муниципального земельного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки муниципального земельного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный земельный и лесной контроль
(КонсультантПлюс, 2025)"...П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации... муниципального района... о признании незаконным... совершения действий по проверке земельного участка... акта проверки муниципального земельного контроля физического лица...
(КонсультантПлюс, 2025)"...П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации... муниципального района... о признании незаконным... совершения действий по проверке земельного участка... акта проверки муниципального земельного контроля физического лица...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Данные цифры не говорят о том, что акты проверок, составленные органами муниципального земельного контроля, являются повально некачественными, поэтому органы государственного земельного надзора принимают по ним отказные решения. Вышесказанное означает, что довольно часто органы муниципального контроля и государственного надзора занимают разные позиции. Поэтому органы муниципального земельного контроля используют разные варианты донесения своей позиции до органов Росреестра. Отстаивая свою позицию, органы местного самоуправления обращаются в суд или в прокуратуру. Для них муниципальный контроль - один из инструментов развития территории.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Данные цифры не говорят о том, что акты проверок, составленные органами муниципального земельного контроля, являются повально некачественными, поэтому органы государственного земельного надзора принимают по ним отказные решения. Вышесказанное означает, что довольно часто органы муниципального контроля и государственного надзора занимают разные позиции. Поэтому органы муниципального земельного контроля используют разные варианты донесения своей позиции до органов Росреестра. Отстаивая свою позицию, органы местного самоуправления обращаются в суд или в прокуратуру. Для них муниципальный контроль - один из инструментов развития территории.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Ответчик подтвердил осуществление строительных работ без разрешения. Возражая против удовлетворения иска, он указал на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку уполномоченные органы публично-правового образования узнали об осуществлении реконструкции и, следовательно, о нарушении права более трех лет назад. Земельный участок под спорным объектом предоставлен ответчику в собственность в целях эксплуатации. Договор купли-продажи участка заключался после завершения реконструкции, характеристики объекта указаны в договоре с учетом выполненных работ. Последняя проверка в рамках муниципального земельного контроля, по результатам которой зафиксировано проведение работ по реконструкции объекта без разрешения, проведена также более трех лет назад.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Ответчик подтвердил осуществление строительных работ без разрешения. Возражая против удовлетворения иска, он указал на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку уполномоченные органы публично-правового образования узнали об осуществлении реконструкции и, следовательно, о нарушении права более трех лет назад. Земельный участок под спорным объектом предоставлен ответчику в собственность в целях эксплуатации. Договор купли-продажи участка заключался после завершения реконструкции, характеристики объекта указаны в договоре с учетом выполненных работ. Последняя проверка в рамках муниципального земельного контроля, по результатам которой зафиксировано проведение работ по реконструкции объекта без разрешения, проведена также более трех лет назад.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (п. 5 ст. 72 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (п. 5 ст. 72 ЗК РФ).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)На практике довольно сложно выявить факт недобросовестного поведения. Как правило, зафиксировать нарушение можно лишь после проведения процедуры государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля или камеральной налоговой проверки. Для оптимизации и повышения эффективности процедуры надзора и контроля Правительством Российской Федерации был утвержден План по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, в который был включен пункт, посвященный разработке методик применения и внедрения данных дистанционного зондирования в рамках контрольно-надзорной деятельности [16].
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)На практике довольно сложно выявить факт недобросовестного поведения. Как правило, зафиксировать нарушение можно лишь после проведения процедуры государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля или камеральной налоговой проверки. Для оптимизации и повышения эффективности процедуры надзора и контроля Правительством Российской Федерации был утвержден План по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, в который был включен пункт, посвященный разработке методик применения и внедрения данных дистанционного зондирования в рамках контрольно-надзорной деятельности [16].
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).