Пропуск срока направления требования об уплате налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Пропуск срока направления требования об уплате налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 48 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем" НК РФ"Сроки, установленные п. 3 ст. 48 НК РФ, являются пресекательными, восстановлению не подлежат и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя к юридическому лицу. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога и пени."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика частично правомерной, меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств налоговый орган осуществляет последовательно, в установленные сроки, при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога. При этом пропуск сроков для принудительного внесудебного взыскания налоговой задолженности и невозможность применения им мер, направленных на принудительное исполнение, отказ в восстановлении налоговому органу указанных сроков в случае обращения последнего в суд являются основанием для признания недоимки по налогу безнадежной ко взысканию.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика частично правомерной, меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств налоговый орган осуществляет последовательно, в установленные сроки, при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога. При этом пропуск сроков для принудительного внесудебного взыскания налоговой задолженности и невозможность применения им мер, направленных на принудительное исполнение, отказ в восстановлении налоговому органу указанных сроков в случае обращения последнего в суд являются основанием для признания недоимки по налогу безнадежной ко взысканию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования налоговых правоотношений с участием физических лиц
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)На практике встречаются случаи, когда налоговые органы пропускают сроки направления требования об уплате налога (пени, штрафа). Следует заметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого ответа на вопрос о правовых последствиях пропуска сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога. В научных трудах высказывается мнение о том, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влияет на возможность налоговых органов взыскивать налоговые платежи в судебном порядке <10>. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения высших судебных инстанций <11>, в результате была сформирована правовая позиция для правоприменительной практики, согласно которой срок направления требования об уплате налога не является пресекательным, и несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)На практике встречаются случаи, когда налоговые органы пропускают сроки направления требования об уплате налога (пени, штрафа). Следует заметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого ответа на вопрос о правовых последствиях пропуска сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога. В научных трудах высказывается мнение о том, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влияет на возможность налоговых органов взыскивать налоговые платежи в судебном порядке <10>. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения высших судебных инстанций <11>, в результате была сформирована правовая позиция для правоприменительной практики, согласно которой срок направления требования об уплате налога не является пресекательным, и несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Готовое решение: Как инспекция проводит дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Но если из-за этой просрочки инспекция пропустит срок для направления требования об уплате налога либо сроки взыскания, вы сможете оспорить в суде такое требование либо решение о взыскании (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
(КонсультантПлюс, 2025)Но если из-за этой просрочки инспекция пропустит срок для направления требования об уплате налога либо сроки взыскания, вы сможете оспорить в суде такое требование либо решение о взыскании (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"6. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"6. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Так, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части I Налогового кодекса РФ" было указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ). Данный срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Так, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части I Налогового кодекса РФ" было указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ). Данный срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Изменяются ли сроки взыскания задолженности за счет денежных средств, если инспекция направила требование позже срока
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не изменяет порядка исчисления срока на принудительное взыскание. При этом суд учел разъяснения Президиума ВАС РФ, содержащиеся в п. 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71.
Изменяются ли сроки взыскания задолженности за счет денежных средств, если инспекция направила требование позже срока
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не изменяет порядка исчисления срока на принудительное взыскание. При этом суд учел разъяснения Президиума ВАС РФ, содержащиеся в п. 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71.