ПрокурОрский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 N 88а-19146/2023 (УИД 04RS0005-01-2022-001012-92)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в принятии мер по привлечению прокурора к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за ненадлежащее рассмотрение обращений, обязании возбудить административное производство и направить материалы мировому судье.
Обстоятельства: Обращение гражданина было рассмотрено в установленные сроки, гражданином получен ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер, предусмотренных положениями Закона о прокуратуре, действующим законодательством не предусмотрена.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции указал, что принятие мер прокурорского реагирования путем вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо отказ в принятии мер реагирования и вынесение в связи с этим определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении возможно лишь при осуществлении органами прокуратуры надзорных функций. В случае подтверждения факта совершения работником прокуратуры нарушения, установленного законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан, указанное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Рассматривая обращение У.Ч. начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Бурятия Х. разъяснила, что прокурорские работники не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП Российской Федерации, несогласие административного истца с содержанием ответа, не свидетельствует о его незаконности.
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в принятии мер по привлечению прокурора к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за ненадлежащее рассмотрение обращений, обязании возбудить административное производство и направить материалы мировому судье.
Обстоятельства: Обращение гражданина было рассмотрено в установленные сроки, гражданином получен ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер, предусмотренных положениями Закона о прокуратуре, действующим законодательством не предусмотрена.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции указал, что принятие мер прокурорского реагирования путем вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо отказ в принятии мер реагирования и вынесение в связи с этим определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении возможно лишь при осуществлении органами прокуратуры надзорных функций. В случае подтверждения факта совершения работником прокуратуры нарушения, установленного законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан, указанное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Рассматривая обращение У.Ч. начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Бурятия Х. разъяснила, что прокурорские работники не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП Российской Федерации, несогласие административного истца с содержанием ответа, не свидетельствует о его незаконности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан
(Паламарчук А.В.)
("Законность", 2017, N 7)ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
(Паламарчук А.В.)
("Законность", 2017, N 7)ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<449> Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: Методическое пособие // Академия Генеральной прокуратуры. М., 2010. С. 3; Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/ (дата обращения: 19.08.2020).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<449> Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: Методическое пособие // Академия Генеральной прокуратуры. М., 2010. С. 3; Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1548464/ (дата обращения: 19.08.2020).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<13> Отчет по форме ОН "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 20.06.2018 N 368 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.04.2021).
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<13> Отчет по форме ОН "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 20.06.2018 N 368 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.04.2021).
Последние изменения: Проверки Роскомнадзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите персональных данных)
(КонсультантПлюс, 2025)внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только по определенным основаниям (которые соответствуют контролю (надзору) за соблюдением законодательства о защите персональных данных). Например, по поручению Президента РФ, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. "б" п. 3 Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только по определенным основаниям (которые соответствуют контролю (надзору) за соблюдением законодательства о защите персональных данных). Например, по поручению Президента РФ, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. "б" п. 3 Постановления).
Статья: Надзор в сфере обеспечения промышленной безопасности
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 6)Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о ГТС широко распространена в отношении физических лиц, которые владеют и, как правило, пользуются ГТС.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 6)Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о ГТС широко распространена в отношении физических лиц, которые владеют и, как правило, пользуются ГТС.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)<27> Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity (дата обращения: 01.07.2022).
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)<27> Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity (дата обращения: 01.07.2022).
Статья: Обращение в прокуратуру
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)<7> https://tass.ru/politika/19715679?ysclid=lumo70rny236561510 (дата обращения: 15.05.2024).
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)<7> https://tass.ru/politika/19715679?ysclid=lumo70rny236561510 (дата обращения: 15.05.2024).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
Статья: Обеспечение прав должника на сохранение прожиточного минимума в исполнительном производстве (на основании практики прокурорского надзора)
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Статья посвящена исследованию вопроса реализации и защиты прав должника при принудительном исполнении. В статье исследуются проблемные вопросы обеспечения должнику-гражданину прожиточного минимума при обращении взыскания на его доходы как при исполнении исполнительного документа службой судебных приставов, так и при предъявлении исполнительного документа напрямую в организацию, выплачивающую должнику пенсию, стипендию. Используются материалы судебной и прокурорской практики, предложены изменения в действующее законодательство, регламентирующее исполнительное производство.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Статья посвящена исследованию вопроса реализации и защиты прав должника при принудительном исполнении. В статье исследуются проблемные вопросы обеспечения должнику-гражданину прожиточного минимума при обращении взыскания на его доходы как при исполнении исполнительного документа службой судебных приставов, так и при предъявлении исполнительного документа напрямую в организацию, выплачивающую должнику пенсию, стипендию. Используются материалы судебной и прокурорской практики, предложены изменения в действующее законодательство, регламентирующее исполнительное производство.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Следует понимать, что особые механизмы предусмотрены в рамках контроля за деятельностью судебных приставов при процедуре принудительного исполнения <8> и тем более в рамках любого вида судопроизводства, где полномочия прокурора должны базироваться на положениях соответствующего процессуального законодательства.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Следует понимать, что особые механизмы предусмотрены в рамках контроля за деятельностью судебных приставов при процедуре принудительного исполнения <8> и тем более в рамках любого вида судопроизводства, где полномочия прокурора должны базироваться на положениях соответствующего процессуального законодательства.
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)<7> См. об этом: Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/news-state-main?item=98824238 (дата обращения: 12.05.2025).
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)<7> См. об этом: Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/news-state-main?item=98824238 (дата обращения: 12.05.2025).