ПрокурОрский надзор за исполнением бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор за исполнением бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 18.03.2024 по делу N 3а-24/2024 (УИД 19OS0000-01-2024-000024-93)
О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Ширинский район" от 27.12.2023 N 81 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Ширинский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".Доводы представителя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого прокурором решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Ширинский район" от 27.12.2023 N 81 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Ширинский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".Доводы представителя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого прокурором решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства
(Козловская О.А.)
("Прокурор", 2014, N 1)ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
(Козловская О.А.)
("Прокурор", 2014, N 1)ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи: раскрыты формы реализации правосубъектности прокуратуры Российской Федерации как участника финансовых правоотношений; охарактеризована специфика прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства; раскрыты ключевые направления надзорной деятельности прокуратуры в финансовой сфере. Проанализированы конкретные случаи, демонстрирующие применение надзорных функций прокуратуры в отношении финансовых операций и закупочных процессов, что позволило выявить эффективность и возможные проблемы в действиях надзорного органа. Анализ оценки взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными и государственными органами в контексте обеспечения законности в финансовой сфере позволил понять, насколько координирована и эффективна эта работа.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи: раскрыты формы реализации правосубъектности прокуратуры Российской Федерации как участника финансовых правоотношений; охарактеризована специфика прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства; раскрыты ключевые направления надзорной деятельности прокуратуры в финансовой сфере. Проанализированы конкретные случаи, демонстрирующие применение надзорных функций прокуратуры в отношении финансовых операций и закупочных процессов, что позволило выявить эффективность и возможные проблемы в действиях надзорного органа. Анализ оценки взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными и государственными органами в контексте обеспечения законности в финансовой сфере позволил понять, насколько координирована и эффективна эта работа.
Нормативные акты
"Методические рекомендации "Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора"
(одобрены Генпрокуратурой России)Отметим, что при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов Следственного комитета России вне сферы уголовно-процессуального законодательства (трудового, пенсионного, бюджетного и т.д.) за ненадлежащие исполнение требований прокурора виновные лица подлежат ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
(одобрены Генпрокуратурой России)Отметим, что при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов Следственного комитета России вне сферы уголовно-процессуального законодательства (трудового, пенсионного, бюджетного и т.д.) за ненадлежащие исполнение требований прокурора виновные лица подлежат ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Указание Генпрокуратуры России от 18.03.2020 N 170/7
"Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)В целом надзорная деятельность прокуратуры в сфере госзакупок действительно способствует надлежащему исполнению бюджетного законодательства и, соответственно, надлежащему расходованию бюджетных средств. Так, в частности, в 2022 г. в рамках осуществления общего прокурорского надзора было выявлено 122 000 нарушений законов в бюджетной сфере. В 2021 г. аналогичный показатель составил 118 000 (Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 14 февраля 2023 г. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980). Таким образом, с точки зрения контроля над надлежащим расходованием бюджетных средств в сфере госзакупок деятельность прокуратуры может быть оценена как достаточно эффективная.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)В целом надзорная деятельность прокуратуры в сфере госзакупок действительно способствует надлежащему исполнению бюджетного законодательства и, соответственно, надлежащему расходованию бюджетных средств. Так, в частности, в 2022 г. в рамках осуществления общего прокурорского надзора было выявлено 122 000 нарушений законов в бюджетной сфере. В 2021 г. аналогичный показатель составил 118 000 (Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 14 февраля 2023 г. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980). Таким образом, с точки зрения контроля над надлежащим расходованием бюджетных средств в сфере госзакупок деятельность прокуратуры может быть оценена как достаточно эффективная.
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Кроме того, работодатели, не оформляя трудовые отношения в надлежащем виде, уклоняются от выплаты обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Кроме того, работодатели, не оформляя трудовые отношения в надлежащем виде, уклоняются от выплаты обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Статья: Новые полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве: профессиональное обучение
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В связи с этим Санкт-Петербургский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих наряду с существующими курсами "Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства", "Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономики" разработал качественно новые: "Участие прокуроров в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве", "Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной (муниципальной) собственности".
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В связи с этим Санкт-Петербургский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих наряду с существующими курсами "Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства", "Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономики" разработал качественно новые: "Участие прокуроров в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве", "Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной (муниципальной) собственности".
Статья: Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд: оценка законности
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Гайчук Светлана Федоровна, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Донецкой Народной Республики.
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Гайчук Светлана Федоровна, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Донецкой Народной Республики.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Как следствие названных недостатков, в статистическом отчете "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К отражаются сведения о выявленных и устраненных нарушениях, не имеющих отношения к законодательству о противодействии коррупции. Наиболее часто это происходит в сфере бюджетного и жилищного законодательства, законодательства о закупках. Нередко внесенные акты прокурорского реагирования основаны на предположениях о возможных фактах коррупции. В некоторых случаях единственным критерием отнесения акта реагирования к сфере противодействия коррупции является наличие в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора, который сам по себе не является нарушением закона, а только создает условия для проявления коррупции.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Как следствие названных недостатков, в статистическом отчете "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К отражаются сведения о выявленных и устраненных нарушениях, не имеющих отношения к законодательству о противодействии коррупции. Наиболее часто это происходит в сфере бюджетного и жилищного законодательства, законодательства о закупках. Нередко внесенные акты прокурорского реагирования основаны на предположениях о возможных фактах коррупции. В некоторых случаях единственным критерием отнесения акта реагирования к сфере противодействия коррупции является наличие в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора, который сам по себе не является нарушением закона, а только создает условия для проявления коррупции.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Поэтому необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в том числе путем направления требований <7>.
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Поэтому необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в том числе путем направления требований <7>.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Так, прокурорами заявляются иски по основаниям нарушения положений законодательства об инвестиционной деятельности (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2021 г. по делу N А83-8019/2020), Федерального закона N 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 9 ст. 32, ст. 47 Федерального закона N 44-ФЗ), определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. по делу N А52-3202/2020), нарушения оценки заявок, завышения сметной стоимости работ (см. Обзор состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, а также о дорогах и дорожной деятельности от 30 ноября 2020 г. N 32-15-2020), установленного порядка перечисления средств бюджета (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. N А06-5001/2021).
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Так, прокурорами заявляются иски по основаниям нарушения положений законодательства об инвестиционной деятельности (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2021 г. по делу N А83-8019/2020), Федерального закона N 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 9 ст. 32, ст. 47 Федерального закона N 44-ФЗ), определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. по делу N А52-3202/2020), нарушения оценки заявок, завышения сметной стоимости работ (см. Обзор состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, а также о дорогах и дорожной деятельности от 30 ноября 2020 г. N 32-15-2020), установленного порядка перечисления средств бюджета (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. N А06-5001/2021).
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)<12> Приказ Генерального прокурора РФ от 14.01.2021 N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок".
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)<12> Приказ Генерального прокурора РФ от 14.01.2021 N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок".
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.