ПрокурОрский надзор на стадии возбуждения уголовного дела



Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор на стадии возбуждения уголовного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Прокурорский надзор в части принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2023, N 11)
Начиная уже со стадии возбуждения уголовного дела требуется расширение сферы прокурорского надзора за содержанием материалов доследственной проверки. Ведь УПК РФ предоставляет прокурору на этой стадии процесса лишь следующие полномочия: 1) рассмотрение жалоб на отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ); 2) получение копий постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Более эффективными мерами прокурорского надзора по обеспечению гражданского иска потерпевшего на данном этапе предварительного следствия прокурор не наделен. Существующий механизм правового регулирования прокурорского надзора лишь замедляет скорость принятия и исполнения решений прокурора.
Статья: О совершенствовании стадии возбуждения уголовного дела
(Багмет А.М., Османова Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)
Рационализации первоначального этапа уголовного судопроизводства уделено значительное внимание глубокоуважаемого профессора Б.Я. Гаврилова <4>: в своих работах ученый-процессуалист не только исследовал эффективность стадии возбуждения уголовного дела, но и доказал, что освобождение от прокурорского надзора посредством исключения необходимости в виде утверждения решения о возбуждении уголовного дела не только не ухудшило состояние законности, а напротив - способствовало ее укреплению, в том числе на последующих стадиях уголовного судопроизводства.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком"
Конституционное значение и содержание правовых институтов может быть обеспечено совокупным действием правовых норм. Такая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом в его Постановлении от 2 февраля 1996 года. Это в полной мере относится и к различным возможностям организации прокурорского и судебного контроля за деятельностью органов расследования, в том числе при возбуждении уголовных дел. Однако при возможном сочетании указанных способов контроля должны быть исключены признание достаточными одних только прокурорских методов надзора за расследованием и, следовательно, отказ от судебного контроля в этой стадии уголовного судопроизводства. Иное противоречит реализации состязательных начал в уголовном судопроизводстве, как это предусмотрено статьей 123 Конституции Российской Федерации. По смыслу данной конституционной нормы, предполагается именно судебное рассмотрение возражений заинтересованных лиц против действий и решений органов, осуществляющих судопроизводство, в том числе возбуждающих дело и начинающих уголовное преследование. Это тот процессуальный механизм, который позволяет реализовать субъективное право на судебную защиту от указанных действий и решений, судебная проверка и корректировка которых не осуществляется ни при судебном обжаловании последующих процессуальных актов в ходе расследования, ни после его завершения.
показать больше документов