Проектирование многоквартирного жилого дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Проектирование многоквартирного жилого дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение предварительного и основного договора купли-продажи недвижимости (в т.ч. земельного участка)
(КонсультантПлюс, 2025)Одновременно с заключением договора купли-продажи упомянутого земельного участка и зданий покупатель приобрел у продавца по договору купли-продажи проектной документации... разрешительную и проектную документацию... в целях проектирования и реконструкции здания под многоквартирный жилой дом...
(КонсультантПлюс, 2025)Одновременно с заключением договора купли-продажи упомянутого земельного участка и зданий покупатель приобрел у продавца по договору купли-продажи проектной документации... разрешительную и проектную документацию... в целях проектирования и реконструкции здания под многоквартирный жилой дом...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация подготавливается применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах принадлежащего застройщику земельного участка. Все элементы запроектированного объекта должны находиться в границах этого участка. Застройщик в отсутствие законных оснований не вправе влиять на целевое назначение и разрешенное использование смежного земельного участка, в том числе путем проектирования на нем пожарного проезда, обеспечивающего эксплуатацию возведенного многоквартирного дома. Необходимость проектирования пожарных проездов также предусмотрена пунктом 6 статьи 63, пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сводом правил СП 4.13130.2013, утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 и обязательным к применению (решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N АКПИ14-1089)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Верховный Суд РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, при котором указал судам дать оценку доводам застройщика и представленным в их обоснование доказательствам на предмет того, каким образом при проектировании строительства двух многоквартирных домов была предусмотрена схема планировочной организации земельного участка, отведенного под застройку; исследовать вопрос, являются ли спорные многоквартирные дома единым жилищным комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры (элементами озеленения, асфальтированными подъездными путями и тротуарами, парковкой для автотранспорта, игровыми площадками, контейнерной площадкой по месту накопления твердых коммунальных отходов и т.д.) <1>. Названная правовая позиция вошла в Обзор судебной практики <2> и уже воспринята нижестоящими судами <3>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Верховный Суд РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, при котором указал судам дать оценку доводам застройщика и представленным в их обоснование доказательствам на предмет того, каким образом при проектировании строительства двух многоквартирных домов была предусмотрена схема планировочной организации земельного участка, отведенного под застройку; исследовать вопрос, являются ли спорные многоквартирные дома единым жилищным комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры (элементами озеленения, асфальтированными подъездными путями и тротуарами, парковкой для автотранспорта, игровыми площадками, контейнерной площадкой по месту накопления твердых коммунальных отходов и т.д.) <1>. Названная правовая позиция вошла в Обзор судебной практики <2> и уже воспринята нижестоящими судами <3>.
Статья: Обязание управляющих компаний устанавливать зарядные станции для электромобилей на парковках и придомовых территориях без согласия жильцов и обращения в энергоснабжающие организации (РСО)
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Проектирование и строительство многоквартирных жилых домов регламентировано СП 54.13330.2016 "Многоквартирные жилые дома", которым не предусматривается в составе многоквартирного дома поста электрозарядки автомобилей.
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Проектирование и строительство многоквартирных жилых домов регламентировано СП 54.13330.2016 "Многоквартирные жилые дома", которым не предусматривается в составе многоквартирного дома поста электрозарядки автомобилей.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Жилищное строительство: свод правил о проектировании МКД со стальным каркасом заработает 16 октября (17.10.2025)
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)3. Отказ в выдаче разрешения на строительство из-за несоответствия нормативам градостроительного проектирования - распространенная практика до 2020 г. по запрету выдачи разрешения на строительство жилого дома с обоснованием о недостаточности площади земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома согласно нормативам градостроительного проектирования или, как пример, с отсутствием учета возможности размещения достаточного числа транспортных средств жильцов, а также посетителей кафе и магазина, размещенных на первом этаже здания <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)3. Отказ в выдаче разрешения на строительство из-за несоответствия нормативам градостроительного проектирования - распространенная практика до 2020 г. по запрету выдачи разрешения на строительство жилого дома с обоснованием о недостаточности площади земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома согласно нормативам градостроительного проектирования или, как пример, с отсутствием учета возможности размещения достаточного числа транспортных средств жильцов, а также посетителей кафе и магазина, размещенных на первом этаже здания <1>.
Статья: Два МКД на одном участке
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суды не выяснили, каким образом при проектировании строительства двух МКД (корпуса А и Б) была предусмотрена схема планировочной организации земельного участка, отведенного под застройку.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суды не выяснили, каким образом при проектировании строительства двух МКД (корпуса А и Б) была предусмотрена схема планировочной организации земельного участка, отведенного под застройку.
Статья: Найти управу на соседских квартирантов стало проще: реальные примеры
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Безусловно, без тишины в жилом помещении сохранение психического здоровья невозможно. Тишина нужна не только ночью, но и днем. Необходимость обеспечения защиты жилого помещения от проникновения в него посторонних звуков со стороны соседей должна учитываться при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома. Слышимость в известных мне многоквартирных домах не позволяет даже обеспечить конституционные права граждан, установленные ч. 1 ст. 23 Конституции РФ ("Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну"). Чтобы обеспечить личную и семейную тайну, приходится разговаривать между собой тихим голосом. Но иногда такие проблемы возникают после перепланировки жилого помещения. Например, суд удовлетворил исковые требования Ф.И.О. 1 к Ф.И.О. 2 установить в квартире Ф.И.О. 2 такое напольное звукоизоляционное и шумоизоляционное покрытие, в результате установки которого нормативный индекс ударного шума, поступающего через межэтажное перекрытие между указанной квартирой и квартирой Ф.И.О. 1, не будет превышать 60 дБ. Рассматривая дело, суды пришли к выводу, в том числе на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы, что в результате ремонтных работ в квартире Ф.И.О. 2 изменена конструкция пола, что привело к снижению звукоизоляционных свойств перекрытия, превышению нормативно допустимого уровня поступающего из квартиры Ф.И.О. 2 ударного шума на 2 дБ (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 N 88-3799/2020 по делу N 2-14/2019).
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Безусловно, без тишины в жилом помещении сохранение психического здоровья невозможно. Тишина нужна не только ночью, но и днем. Необходимость обеспечения защиты жилого помещения от проникновения в него посторонних звуков со стороны соседей должна учитываться при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома. Слышимость в известных мне многоквартирных домах не позволяет даже обеспечить конституционные права граждан, установленные ч. 1 ст. 23 Конституции РФ ("Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну"). Чтобы обеспечить личную и семейную тайну, приходится разговаривать между собой тихим голосом. Но иногда такие проблемы возникают после перепланировки жилого помещения. Например, суд удовлетворил исковые требования Ф.И.О. 1 к Ф.И.О. 2 установить в квартире Ф.И.О. 2 такое напольное звукоизоляционное и шумоизоляционное покрытие, в результате установки которого нормативный индекс ударного шума, поступающего через межэтажное перекрытие между указанной квартирой и квартирой Ф.И.О. 1, не будет превышать 60 дБ. Рассматривая дело, суды пришли к выводу, в том числе на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы, что в результате ремонтных работ в квартире Ф.И.О. 2 изменена конструкция пола, что привело к снижению звукоизоляционных свойств перекрытия, превышению нормативно допустимого уровня поступающего из квартиры Ф.И.О. 2 ударного шума на 2 дБ (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 N 88-3799/2020 по делу N 2-14/2019).
Ситуация: Как исчисляется налог на имущество физических лиц по объектам незавершенного строительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, если проектируется жилой дом (в том числе многоквартирный дом, наемный дом, садовый дом и иное жилое строение), налоговая ставка составляет 0,1%. Если кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства превышает 300 млн руб., налоговая ставка составляет 2,5%. При этом в г. Москве ставка в отношении подобных объектов установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости, а если их кадастровая стоимость превышает 300 млн руб., - 2% (п. 2 ст. 401, пп. 1, 2.1 п. 2, п. 6 ст. 406 НК РФ; п. п. 3, 4.1 ст. 1 Закона N 51).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, если проектируется жилой дом (в том числе многоквартирный дом, наемный дом, садовый дом и иное жилое строение), налоговая ставка составляет 0,1%. Если кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства превышает 300 млн руб., налоговая ставка составляет 2,5%. При этом в г. Москве ставка в отношении подобных объектов установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости, а если их кадастровая стоимость превышает 300 млн руб., - 2% (п. 2 ст. 401, пп. 1, 2.1 п. 2, п. 6 ст. 406 НК РФ; п. п. 3, 4.1 ст. 1 Закона N 51).
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом отношении заслуживает поддержки позиция, занятая судами трех инстанций по делу N А53-18235/2022. Муниципальные власти Ростова-на-Дону отказали застройщику в выдаче разрешения на строительство - сначала потому, что представленная проектная документация не содержала сведений об обеспеченности проектируемых многоквартирных жилых домов объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами), а затем по причине того, что представленная проектная документация не соответствовала принципам законодательства о градостроительной деятельности в части сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. На втором круге суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязали органы местного самоуправления выдать его. Установив, что проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры в пределах нормативной доступности от места предполагаемого строительства жилого комплекса действующими муниципальными программами не предусмотрено, суды напомнили, что задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в обеспечении справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни; обеспечение городского округа и его населения необходимыми объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры отнесено к вопросам местного значения, разрешение которых за счет бюджетных средств возложено на органы местного самоуправления путем подготовки и реализации документов территориального планирования и соответствующих программ комплексного развития.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом отношении заслуживает поддержки позиция, занятая судами трех инстанций по делу N А53-18235/2022. Муниципальные власти Ростова-на-Дону отказали застройщику в выдаче разрешения на строительство - сначала потому, что представленная проектная документация не содержала сведений об обеспеченности проектируемых многоквартирных жилых домов объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами), а затем по причине того, что представленная проектная документация не соответствовала принципам законодательства о градостроительной деятельности в части сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. На втором круге суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязали органы местного самоуправления выдать его. Установив, что проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры в пределах нормативной доступности от места предполагаемого строительства жилого комплекса действующими муниципальными программами не предусмотрено, суды напомнили, что задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в обеспечении справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни; обеспечение городского округа и его населения необходимыми объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры отнесено к вопросам местного значения, разрешение которых за счет бюджетных средств возложено на органы местного самоуправления путем подготовки и реализации документов территориального планирования и соответствующих программ комплексного развития.