Проект закона о государственном и муниципальном контроле
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект закона о государственном и муниципальном контроле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Президент поручил Правительству РФ и Минэкономразвития России разработать проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации, основанный на применении методологии управления рисками <1>. Это был совершенно новый подход к контрольно-надзорной деятельности. Распоряжением от 17 мая 2016 г. N 934-р Правительство РФ утвердило Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Президент поручил Правительству РФ и Минэкономразвития России разработать проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации, основанный на применении методологии управления рисками <1>. Это был совершенно новый подход к контрольно-надзорной деятельности. Распоряжением от 17 мая 2016 г. N 934-р Правительство РФ утвердило Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)8. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля: законопроект N 532893-8, принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5912-8 ГД от 26.03.2024, режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/532893-8 (дата обращения: 22.05.2024).
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)8. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля: законопроект N 532893-8, принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5912-8 ГД от 26.03.2024, режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/532893-8 (дата обращения: 22.05.2024).
Нормативные акты
Статья: О понимании государственного контроля и надзора в сфере обеспечения продовольственной безопасности
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<15> См.: Соколов А.Ю., Лакаев О.А. К вопросу об особенностях концепции проекта Федерального закона об основах государственного и муниципального контроля и надзора // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 2 (40). С. 127 - 128.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<15> См.: Соколов А.Ю., Лакаев О.А. К вопросу об особенностях концепции проекта Федерального закона об основах государственного и муниципального контроля и надзора // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 2 (40). С. 127 - 128.
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<4> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту Федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: В 3 частях, Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<4> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту Федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: В 3 частях, Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
Статья: Проверочные листы, применяемые при осуществлении государственного контроля (надзора): организационно-правовой анализ
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<7> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<7> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.