Продление трудового договора с муниципальным служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Продление трудового договора с муниципальным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы кассационной жалобы Б. о том, что работодатель допустил его к работе 19.10.22 г. и тем самым продлил срок контракта еще на год, не могут быть признаны обоснованными, поскольку работодатель исполнял решение суда о восстановлении на работе, что не может быть расценено как продление срока действия контракта муниципального служащего после достижения предельного возраста пребывания на службе по обоюдному согласию сторон..."
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы кассационной жалобы Б. о том, что работодатель допустил его к работе 19.10.22 г. и тем самым продлил срок контракта еще на год, не могут быть признаны обоснованными, поскольку работодатель исполнял решение суда о восстановлении на работе, что не может быть расценено как продление срока действия контракта муниципального служащего после достижения предельного возраста пребывания на службе по обоюдному согласию сторон..."
Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2003 N 46-Г03-5
В удовлетворении заявления о признании недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, отказано, поскольку установление специальных условий прекращения муниципальной службы в связи с истечением срока трудового договора в отношении определенной категории муниципальных служащих не противоречит федеральному законодательству.По окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на неопределенный срок.
В удовлетворении заявления о признании недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, отказано, поскольку установление специальных условий прекращения муниципальной службы в связи с истечением срока трудового договора в отношении определенной категории муниципальных служащих не противоречит федеральному законодательству.По окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на неопределенный срок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Действующим законодательством установлен не только минимальный (18 лет), но и максимальный возраст поступления на муниципальную службу. Так, нельзя заключить трудовой договор (контракт) с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на муниципальной службе - 65 лет. Однако нахождение муниципального служащего сверх этого возраста - возможно. Это вытекает из ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации": "Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год".
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Действующим законодательством установлен не только минимальный (18 лет), но и максимальный возраст поступления на муниципальную службу. Так, нельзя заключить трудовой договор (контракт) с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на муниципальной службе - 65 лет. Однако нахождение муниципального служащего сверх этого возраста - возможно. Это вытекает из ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации": "Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год".
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Представляется, что решение этой проблемы возможно в двух вариантах. Первый - следует увеличить максимальный период заключения срочных контрактов и трудовых договоров с государственными и муниципальными служащими новых территорий, не соответствующими установленным российским законодательством квалификационным требованиям (до 5 или даже до 6 лет). Второй - можно, сохранив действующие нормы, установить специальное правило, согласно которому, если к моменту истечения трехлетнего срока служащий, не соответствующий квалификационным требованиям по уровню образования либо специальности (направлению подготовки), представит документ о том, что он в настоящее время получает требуемое образование, контракт (трудовой договор) с ним может быть продлен на срок, необходимый для завершения обучения.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Представляется, что решение этой проблемы возможно в двух вариантах. Первый - следует увеличить максимальный период заключения срочных контрактов и трудовых договоров с государственными и муниципальными служащими новых территорий, не соответствующими установленным российским законодательством квалификационным требованиям (до 5 или даже до 6 лет). Второй - можно, сохранив действующие нормы, установить специальное правило, согласно которому, если к моменту истечения трехлетнего срока служащий, не соответствующий квалификационным требованиям по уровню образования либо специальности (направлению подготовки), представит документ о том, что он в настоящее время получает требуемое образование, контракт (трудовой договор) с ним может быть продлен на срок, необходимый для завершения обучения.
Нормативные акты
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа МО от 29.07.2019 N 8/7
(ред. от 19.06.2024)
"Об утверждении Положения о муниципальной службе в Одинцовском городском округе Московской области"27.2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
(ред. от 19.06.2024)
"Об утверждении Положения о муниципальной службе в Одинцовском городском округе Московской области"27.2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
"Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское"
(принят 21.03.2011)
(Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу 19.04.2011 N RU781200002011001)2. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим устанавливаются Трудовым Кодексом Российской Федерации, федеральным законом.
(принят 21.03.2011)
(Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу 19.04.2011 N RU781200002011001)2. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим устанавливаются Трудовым Кодексом Российской Федерации, федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)По сути, ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона снимает возрастные ограничения нахождения работника на муниципальной службе в статусе муниципального служащего, поскольку неясно, что понимается под однократным продлением. То ли речь идет о заключении трудового договора при достижении предельного возраста сроком на один год, затем увольнение муниципального служащего или предоставление ему должности, не являющейся должностью муниципальной службы. То ли речь идет о ежегодном неоднократном перезаключении трудового договора.
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)По сути, ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона снимает возрастные ограничения нахождения работника на муниципальной службе в статусе муниципального служащего, поскольку неясно, что понимается под однократным продлением. То ли речь идет о заключении трудового договора при достижении предельного возраста сроком на один год, затем увольнение муниципального служащего или предоставление ему должности, не являющейся должностью муниципальной службы. То ли речь идет о ежегодном неоднократном перезаключении трудового договора.
Статья: Некоторые проблемы применения трудового законодательства в отношении муниципальных служащих
(Созонова Т.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2006, N 1)В п. 2 ст. 20 Федерального закона N 8 указывается, что предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на службе муниципальных служащих, достигших указанного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Ряд ученых утверждают, что в данном случае речь может идти лишь о продлении срока службы на один год. Такое толкование является ошибочным. Не установив предельного возраста муниципальных служащих, до которого с ними может заключаться срочный трудовой договор, законодатель тем самым оставил решение этого вопроса соответствующим руководителям органов местного самоуправления. В то же время законодатель определил срок такого договора: договор может заключаться неопределенное число раз, но не более чем на один год каждый раз.
(Созонова Т.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2006, N 1)В п. 2 ст. 20 Федерального закона N 8 указывается, что предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на службе муниципальных служащих, достигших указанного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Ряд ученых утверждают, что в данном случае речь может идти лишь о продлении срока службы на один год. Такое толкование является ошибочным. Не установив предельного возраста муниципальных служащих, до которого с ними может заключаться срочный трудовой договор, законодатель тем самым оставил решение этого вопроса соответствующим руководителям органов местного самоуправления. В то же время законодатель определил срок такого договора: договор может заключаться неопределенное число раз, но не более чем на один год каждый раз.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Восстанавливая Д. в должности, суд отметил, что предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Следовательно, по достижении работником предельного возраста пребывания на муниципальной службе Законом предусмотрена возможность заключить с ним трудовой договор сроком до одного года, во время действия которого на работника распространяются все предусмотренные ТрК РФ и Федеральным законом N 8-ФЗ гарантии и компенсации, в том числе препятствующие произвольному увольнению. Как установлено судом, по достижении Д. 7 октября 2001 г. предельного возраста для пребывания на муниципальной службе (60 лет) трудовые отношения с ним трижды продлевались на год без заключения срочного договора. В силу ч. 2 ст. 67 ТрК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Неисполнение ответчиком обязанности по письменному оформлению с работником трудовых отношений в течение трех дней с момента его фактического допуска к работе, как правильно указал суд надзорной инстанции, не может повлечь неблагоприятных последствий для работника.
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Восстанавливая Д. в должности, суд отметил, что предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Следовательно, по достижении работником предельного возраста пребывания на муниципальной службе Законом предусмотрена возможность заключить с ним трудовой договор сроком до одного года, во время действия которого на работника распространяются все предусмотренные ТрК РФ и Федеральным законом N 8-ФЗ гарантии и компенсации, в том числе препятствующие произвольному увольнению. Как установлено судом, по достижении Д. 7 октября 2001 г. предельного возраста для пребывания на муниципальной службе (60 лет) трудовые отношения с ним трижды продлевались на год без заключения срочного договора. В силу ч. 2 ст. 67 ТрК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Неисполнение ответчиком обязанности по письменному оформлению с работником трудовых отношений в течение трех дней с момента его фактического допуска к работе, как правильно указал суд надзорной инстанции, не может повлечь неблагоприятных последствий для работника.
Вопрос: Может ли муниципальный служащий, достигший предельного возраста нахождения на муниципальной службе, продолжать работать? На какой период продлевается срок такой службы? Как оформляется продление срока трудового договора?
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 10)"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 10
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 10)"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 10
"Актуальные проблемы правового регулирования труда муниципальных служащих: Учебное пособие"
(Морозов П.Е.)
("Проспект", 2018)Рассмотрим следующий блок проблем, связанных с применением административного наказания в виде дисквалификации как основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, которые порождаются противоречиями ряда частей ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Морозов П.Е.)
("Проспект", 2018)Рассмотрим следующий блок проблем, связанных с применением административного наказания в виде дисквалификации как основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, которые порождаются противоречиями ряда частей ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья: Специальные основания расторжения трудового договора с муниципальным служащим
(Чаннов С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 6)В то же время в отношении расторжения трудового договора с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, совершенно очевидно, что оно не носит обязательного характера, так как в соответствии с ч. 2 той же статьи допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
(Чаннов С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 6)В то же время в отношении расторжения трудового договора с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, совершенно очевидно, что оно не носит обязательного характера, так как в соответствии с ч. 2 той же статьи допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)При этом законодатель не указал, сколько раз можно продлевать срок нахождения на муниципальной службе указанной категории муниципальных служащих. Полагаем, что это дает возможность делать это неограниченное число раз.
(постатейный)
(Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)При этом законодатель не указал, сколько раз можно продлевать срок нахождения на муниципальной службе указанной категории муниципальных служащих. Полагаем, что это дает возможность делать это неограниченное число раз.
Вопрос: Как долго работник, достигший пенсионного возраста, имеет право занимать руководящую должность?
(Консультация эксперта, 2010)Примером исключения из общего правила является также установление предельного возраста для замещения должности муниципальной или государственной службы. Так, предельный возраст (65 лет) для замещения должности муниципальной службы установлен ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона достижение работником 65-летнего возраста может быть основанием для расторжения с ним трудового договора по инициативе работодателя. Частью 2 ст. 19 Федерального закона N 25-ФЗ допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, однако однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Часть 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010) устанавливает предельный возраст для замещения должности гражданской службы - 65 лет.
(Консультация эксперта, 2010)Примером исключения из общего правила является также установление предельного возраста для замещения должности муниципальной или государственной службы. Так, предельный возраст (65 лет) для замещения должности муниципальной службы установлен ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона достижение работником 65-летнего возраста может быть основанием для расторжения с ним трудового договора по инициативе работодателя. Частью 2 ст. 19 Федерального закона N 25-ФЗ допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, однако однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Часть 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010) устанавливает предельный возраст для замещения должности гражданской службы - 65 лет.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)1) положения ст. 19 комментируемого Закона не возлагают на работодателя безусловную обязанность по расторжению трудового договора с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста муниципальной службы, а допускают возможность продления срока его нахождения на муниципальной службе до одного года;
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)1) положения ст. 19 комментируемого Закона не возлагают на работодателя безусловную обязанность по расторжению трудового договора с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста муниципальной службы, а допускают возможность продления срока его нахождения на муниципальной службе до одного года;
Статья: Порядок увольнения служащих по достижении предельного возраста
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 1)Считаем, что продление срока нахождения на муниципальной службе можно оформить как срочным трудовым договором (на срок не более 1 года), так и дополнительным соглашением к трудовому договору, заключаемым между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим. На основании договора (соглашения) представитель нанимателя (работодатель) издает соответствующий акт (приказ).
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 1)Считаем, что продление срока нахождения на муниципальной службе можно оформить как срочным трудовым договором (на срок не более 1 года), так и дополнительным соглашением к трудовому договору, заключаемым между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим. На основании договора (соглашения) представитель нанимателя (работодатель) издает соответствующий акт (приказ).