Продажа земель сельскохозяйственного назначения из муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа земель сельскохозяйственного назначения из муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""Положениями статьи 12 Закона N 101-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень способов, которыми собственник земельной доли вправе ею распорядиться. Так, согласно абзацу первому пункта 4 данной статьи в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа земель сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)"...В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности...
(КонсультантПлюс, 2025)"...В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16.071998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (п. 14 ст. 6 Закона об обороте земель).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16.071998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (п. 14 ст. 6 Закона об обороте земель).
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, согласно п. 4 ст. 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения после признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли орган местного самоуправления вправе продать их на льготных условиях "сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности". Если в течение 6 месяцев никто права на земельную долю не приобрел, то на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выделу в счет таких земельных долей земельного участка в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на земельную долю.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, согласно п. 4 ст. 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения после признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли орган местного самоуправления вправе продать их на льготных условиях "сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности". Если в течение 6 месяцев никто права на земельную долю не приобрел, то на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выделу в счет таких земельных долей земельного участка в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на земельную долю.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Положениями статьи 12 указанного закона предусмотрен исчерпывающий перечень способов, которыми собственник земельной доли вправе ею распорядиться. Так, согласно абзацу 1 пункта 4 данной статьи в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные лица вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Положениями статьи 12 указанного закона предусмотрен исчерпывающий перечень способов, которыми собственник земельной доли вправе ею распорядиться. Так, согласно абзацу 1 пункта 4 данной статьи в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные лица вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"14. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"14. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 5.1 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов, если они обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой участок.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 5.1 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов, если они обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой участок.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК (пп. 6). Статья 39.20 ЗК регламентирует особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК (пп. 6). Статья 39.20 ЗК регламентирует особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение;
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- допускаются случаи расположения ГТС на землях сельскохозяйственного назначения, что не соответствует части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, проверкой, проведенной в Хабаровском крае, установлено нахождение инженерной защиты левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска на землях сельскохозяйственного назначения.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- допускаются случаи расположения ГТС на землях сельскохозяйственного назначения, что не соответствует части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, проверкой, проведенной в Хабаровском крае, установлено нахождение инженерной защиты левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска на землях сельскохозяйственного назначения.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Бойкова Е., Абдулаева Л., Проскурина С., Заиченко А., Верижников М., Демидов А., Моряков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Продолжается работа по вовлечению земельных участков в оборот, в том числе с целью обеспечения развития муниципальных образований Республики Крым. В 2022 году из собственности Республики Крым в собственность муниципальных образований передано более 1 800 земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, что является положительным фактором, направленным на реализацию социальных, экономических и культурных прав граждан, а также увеличение темпов и динамики развития муниципальных образований республики в целом.
(Бойкова Е., Абдулаева Л., Проскурина С., Заиченко А., Верижников М., Демидов А., Моряков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Продолжается работа по вовлечению земельных участков в оборот, в том числе с целью обеспечения развития муниципальных образований Республики Крым. В 2022 году из собственности Республики Крым в собственность муниципальных образований передано более 1 800 земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, что является положительным фактором, направленным на реализацию социальных, экономических и культурных прав граждан, а также увеличение темпов и динамики развития муниципальных образований республики в целом.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Вторым способом восстановления института частной собственности была приватизация государственного и муниципального имущества. Уже 28 февраля 1991 г. был принят Закон о первоначальной приватизации государственного имущества <1>, а 28 мая 1991 г. был принят Закон о приватизации квартир <2>. Хотя основная масса государственного имущества уже приватизирована, процесс приватизации государственного и муниципального имущества все еще продолжается, например, продаются акции акционерных обществ, контролируемых государством, продаются государственные земельные участки. А приватизация квартир завершена уже давно.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Вторым способом восстановления института частной собственности была приватизация государственного и муниципального имущества. Уже 28 февраля 1991 г. был принят Закон о первоначальной приватизации государственного имущества <1>, а 28 мая 1991 г. был принят Закон о приватизации квартир <2>. Хотя основная масса государственного имущества уже приватизирована, процесс приватизации государственного и муниципального имущества все еще продолжается, например, продаются акции акционерных обществ, контролируемых государством, продаются государственные земельные участки. А приватизация квартир завершена уже давно.
Статья: Современное состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере приватизации земель
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)3) договоры купли-продажи в электронной форме (в случаях отчуждения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность за плату (указаны в Федеральном законе от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ч. 5, 6.1, 6.2 ст. 2)), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)3) договоры купли-продажи в электронной форме (в случаях отчуждения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность за плату (указаны в Федеральном законе от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ч. 5, 6.1, 6.2 ст. 2)), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Готовое решение: Что такое кадастровая стоимость и для чего она применяется
(КонсультантПлюс, 2025)определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 39.4, п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 39.4, п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ).
Вопрос: Какой порядок оформления муниципальной собственности на невостребованные земельные доли?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости (абз. 1 п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости (абз. 1 п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель).
Статья: Особенности осуществления сделок с земельными участками как объектами недвижимости (на примере мены и ипотеки)
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)г) примечательно, что ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", перечисляя виды сделок, которые может совершить собственник земельной доли, называет продажу, завещание, дарение и ряд иных, но не упоминает мену. Представляется, что отсутствие в этом перечне мены (или аренды) говорит о вполне четкой позиции законодателя, не предусматривающей совершение ряда сделок с земельными долями;
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)г) примечательно, что ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", перечисляя виды сделок, которые может совершить собственник земельной доли, называет продажу, завещание, дарение и ряд иных, но не упоминает мену. Представляется, что отсутствие в этом перечне мены (или аренды) говорит о вполне четкой позиции законодателя, не предусматривающей совершение ряда сделок с земельными долями;