Продажа помещения ип
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа помещения ип (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается продажа имущества у ИП на ОСНО
(КонсультантПлюс, 2026)1.1. Как у ИП на ОСНО облагается продажа нежилого помещения и иной нежилой недвижимости
(КонсультантПлюс, 2026)1.1. Как у ИП на ОСНО облагается продажа нежилого помещения и иной нежилой недвижимости
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Акт приема-передачи по договору купли-продажи недвижимости
(КонсультантПлюс, 2026)"...В подтверждение своего права собственности на тепловые сети и ИТП [индивидуальный тепловой пункт - ред.], расположенные в помещении Предпринимателя, ИП... ссылается на положения договора... купли-продажи нежилого помещения между ООО... и ИП...
(КонсультантПлюс, 2026)"...В подтверждение своего права собственности на тепловые сети и ИТП [индивидуальный тепловой пункт - ред.], расположенные в помещении Предпринимателя, ИП... ссылается на положения договора... купли-продажи нежилого помещения между ООО... и ИП...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлены: осуществление платежей в адрес одних и тех же контрагентов; наличие общих трудовых ресурсов, общих представителей, использование одного номера телефона и e-mail; совпадение адреса регистрации и фактического местоположения; принятие решений и обеспечение текущей деятельности единым органом - в одних помещениях, одними и теми же лицами; формальная продажа основных средств ИП обществу без фактической оплаты.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлены: осуществление платежей в адрес одних и тех же контрагентов; наличие общих трудовых ресурсов, общих представителей, использование одного номера телефона и e-mail; совпадение адреса регистрации и фактического местоположения; принятие решений и обеспечение текущей деятельности единым органом - в одних помещениях, одними и теми же лицами; формальная продажа основных средств ИП обществу без фактической оплаты.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства>Государственное авиапредприятие (должник в исполнительном производстве), имущество которого принадлежало на праве собственности Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу - взыскателю, покупателю имущества на торгах, организатору торгов о признании недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи нежилых помещений, на которые был наложен арест в ходе исполнительного производства, и применении последствий его недействительности.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства>Государственное авиапредприятие (должник в исполнительном производстве), имущество которого принадлежало на праве собственности Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу - взыскателю, покупателю имущества на торгах, организатору торгов о признании недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи нежилых помещений, на которые был наложен арест в ходе исполнительного производства, и применении последствий его недействительности.
Статья: Правоотношения по передаче жилых помещений в пользование: проблемы квалификации
(Рыбина Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Думается, что в этом случае следует отталкиваться от характеристики объекта. Исходя из особого статуса жилого помещения как объекта, который предназначен для использования именно в личных нуждах, его сдача по договору найма жилого помещения не является предпринимательской деятельностью. Однако если речь идет о передаче в пользование нежилого помещения коммерческого назначения, то именно характеристика объекта позволяет отнести такую деятельностью к предпринимательской. Такой вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Верховный Суд Российской Федерации в одном из определений отметил, что "суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств осуществления гражданином предпринимательской деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений и продаже помещений без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая цели и особенности действий гражданина, коммерческое предназначение предоставляемой ею в аренду, а также проданной впоследствии недвижимости" <13>. В научной литературе последнее время также поднимается вопрос о необходимости учитывать при квалификации правоотношений характер объекта, по поводу которого такие правоотношения складываются <14>.
(Рыбина Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Думается, что в этом случае следует отталкиваться от характеристики объекта. Исходя из особого статуса жилого помещения как объекта, который предназначен для использования именно в личных нуждах, его сдача по договору найма жилого помещения не является предпринимательской деятельностью. Однако если речь идет о передаче в пользование нежилого помещения коммерческого назначения, то именно характеристика объекта позволяет отнести такую деятельностью к предпринимательской. Такой вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Верховный Суд Российской Федерации в одном из определений отметил, что "суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств осуществления гражданином предпринимательской деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений и продаже помещений без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая цели и особенности действий гражданина, коммерческое предназначение предоставляемой ею в аренду, а также проданной впоследствии недвижимости" <13>. В научной литературе последнее время также поднимается вопрос о необходимости учитывать при квалификации правоотношений характер объекта, по поводу которого такие правоотношения складываются <14>.
Вопрос: ООО (продавец) и физлицо (покупатель) заключили договор купли-продажи нежилого помещения. Физлицо имеет статус ИП, но подписало договор без указания статуса ИП. Должно ли ООО пробивать чек при осуществлении расчетов по договору купли-продажи?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: ООО (продавец) и физлицо (покупатель) заключили договор купли-продажи нежилого помещения. Физлицо имеет статус ИП, но подписало договор без указания статуса ИП. Физлицо произвело оплату нежилого помещения в безналичном порядке без использования электронного средства платежа с его предъявлением. Должно ли ООО пробивать чек при осуществлении расчетов по договору купли-продажи?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: ООО (продавец) и физлицо (покупатель) заключили договор купли-продажи нежилого помещения. Физлицо имеет статус ИП, но подписало договор без указания статуса ИП. Физлицо произвело оплату нежилого помещения в безналичном порядке без использования электронного средства платежа с его предъявлением. Должно ли ООО пробивать чек при осуществлении расчетов по договору купли-продажи?
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС3.2. Платят ли НДС ИП при продаже нежилого помещения, которое не использовалось в предпринимательской деятельности?
Статья: Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)Отдельно остановимся на вопросе неиспользования жилого объекта до его реализации в предпринимательской деятельности ИП. Существует позиция финансистов, согласно которой основанием для признания дохода от продажи жилого помещения доходом, облагаемым ИП в рамках УСН, достаточно факта сдачи его в аренду.
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)Отдельно остановимся на вопросе неиспользования жилого объекта до его реализации в предпринимательской деятельности ИП. Существует позиция финансистов, согласно которой основанием для признания дохода от продажи жилого помещения доходом, облагаемым ИП в рамках УСН, достаточно факта сдачи его в аренду.
Статья: Как облагается продажа нежилой недвижимости у ИП на УСН
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 18)Предприниматель торговал мебелью и длительное время сдавал в аренду нежилое помещение, которое он приобрел еще до регистрации ИП. Как до, так и после регистрации он показывал доход от аренды в декларациях 3-НДФЛ (хотя налог удерживался налоговыми агентами). Для торговли ИП помещение не использовал. А значит, указал ВС РФ, вывод судов о том, что продажа помещения связана с предшествующим использованием его в деятельности ИП, не обоснован. Инспекция была осведомлена о природе дохода, который ИП показывал в декларациях по НДФЛ, но принимала эти декларации и не уведомляла плательщика о необходимости уплаты УСН-налога с этого дохода <11>. При повторном рассмотрении дела суды приняли решение в пользу ИП <12>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 18)Предприниматель торговал мебелью и длительное время сдавал в аренду нежилое помещение, которое он приобрел еще до регистрации ИП. Как до, так и после регистрации он показывал доход от аренды в декларациях 3-НДФЛ (хотя налог удерживался налоговыми агентами). Для торговли ИП помещение не использовал. А значит, указал ВС РФ, вывод судов о том, что продажа помещения связана с предшествующим использованием его в деятельности ИП, не обоснован. Инспекция была осведомлена о природе дохода, который ИП показывал в декларациях по НДФЛ, но принимала эти декларации и не уведомляла плательщика о необходимости уплаты УСН-налога с этого дохода <11>. При повторном рассмотрении дела суды приняли решение в пользу ИП <12>.
Вопрос: Должен ли ИП исчислять НДС при продаже нежилого помещения?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2026)ОСН при продаже нежилого помещения индивидуальным предпринимателем
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2026)ОСН при продаже нежилого помещения индивидуальным предпринимателем
Статья: Что поменялось в налогообложении доходов от продажи бизнес-имущества ИП
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2026, N 9)По общему правилу при продаже имущества, которое использовалось в бизнесе, не применяется НДФЛ-льгота из п. 17.1 ст. 217 НК РФ. То есть заплатить НДФЛ придется независимо от того, как долго вы таким имуществом владели. Уменьшить доход на НДФЛ-вычет тоже нельзя. Поэтому, к примеру, человек, который после снятия с учета в качестве ИП продает офисное помещение или дорогостоящее оборудование, использовавшиеся в предпринимательской деятельности, должен заплатить НДФЛ с полной суммы дохода от продажи <1>. И не имеет значения, учитывал он стоимость такого имущества в налоговых расходах или нет.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2026, N 9)По общему правилу при продаже имущества, которое использовалось в бизнесе, не применяется НДФЛ-льгота из п. 17.1 ст. 217 НК РФ. То есть заплатить НДФЛ придется независимо от того, как долго вы таким имуществом владели. Уменьшить доход на НДФЛ-вычет тоже нельзя. Поэтому, к примеру, человек, который после снятия с учета в качестве ИП продает офисное помещение или дорогостоящее оборудование, использовавшиеся в предпринимательской деятельности, должен заплатить НДФЛ с полной суммы дохода от продажи <1>. И не имеет значения, учитывал он стоимость такого имущества в налоговых расходах или нет.
Статья: Навязывание плана реструктуризации долгов гражданина: обзор судебной практики по применению п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве
(Алекперов Д.С. оглы, Молчанов В.А., Сергеев Г.О., Хряпченко А.А., Репин И.В., Гаркунов И.И., Трубин Н.И., Орлов К.М., Мальшаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 7)Тем не менее данное дело не является единственным, в рамках которого в отношении индивидуального предпринимателя вводили план реструктуризации и затем этот план был успешно исполнен путем расчета с кредиторами. Таким случаем можно назвать спор, отраженный в Постановлении АС Поволжского округа от 18 декабря 2019 года по делу N А12-41078/2018, в рамках которого судом был утвержден план реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя. План предусматривал продажу нежилого помещения, а также совершение ежемесячного платежа в размере 151 590 руб., общий размер требований кредиторов на момент последнего собрания кредиторов составлял 3 638 209 руб. Впоследствии должник удовлетворил требования кредиторов в полном объеме.
(Алекперов Д.С. оглы, Молчанов В.А., Сергеев Г.О., Хряпченко А.А., Репин И.В., Гаркунов И.И., Трубин Н.И., Орлов К.М., Мальшаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 7)Тем не менее данное дело не является единственным, в рамках которого в отношении индивидуального предпринимателя вводили план реструктуризации и затем этот план был успешно исполнен путем расчета с кредиторами. Таким случаем можно назвать спор, отраженный в Постановлении АС Поволжского округа от 18 декабря 2019 года по делу N А12-41078/2018, в рамках которого судом был утвержден план реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя. План предусматривал продажу нежилого помещения, а также совершение ежемесячного платежа в размере 151 590 руб., общий размер требований кредиторов на момент последнего собрания кредиторов составлял 3 638 209 руб. Впоследствии должник удовлетворил требования кредиторов в полном объеме.
Вопрос: При оформлении патента на розничную торговлю в заявлении указано помещение, часть которого принадлежит ИП на праве долевой собственности. Можно ли на этом основании, представив правоустанавливающие документы, пересчитать стоимость уже выданного патента за прошлый период и вернуть часть стоимости патента?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2026)Вопрос: При оформлении патента на розничную торговлю в заявлении указано помещение, часть которого принадлежит ИП на праве долевой собственности. Можно ли на этом основании, представив правоустанавливающие документы, пересчитать стоимость уже выданного патента за прошлый период и вернуть часть стоимости патента, приходящуюся на долю помещения, не принадлежащую ИП?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2026)Вопрос: При оформлении патента на розничную торговлю в заявлении указано помещение, часть которого принадлежит ИП на праве долевой собственности. Можно ли на этом основании, представив правоустанавливающие документы, пересчитать стоимость уже выданного патента за прошлый период и вернуть часть стоимости патента, приходящуюся на долю помещения, не принадлежащую ИП?
Готовое решение: Как облагается продажа недвижимого имущества у ИП на спецрежиме
(КонсультантПлюс, 2026)1. Как облагается продажа нежилого помещения, квартиры и иного недвижимого имущества у ИП на УСН
(КонсультантПлюс, 2026)1. Как облагается продажа нежилого помещения, квартиры и иного недвижимого имущества у ИП на УСН