Продажа имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа имущества унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Сделка унитарного предприятия по продаже недвижимости, закрепленной за ним на праве хозяйственного ведения, которая совершена без согласия собственника имущества, может быть оспорена предприятием или собственником, но не любым заинтересованным лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Сделка унитарного предприятия по продаже недвижимости, закрепленной за ним на праве хозяйственного ведения, которая совершена без согласия собственника имущества, может быть оспорена предприятием или собственником, но не любым заинтересованным лицом
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача имущества в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)Признают ничтожной сделку по закреплению на праве хозяйственного ведения за предприятием имущества, если оно фактически не передавалось и не использовалось, а целью сделки была его последующая продажа без торгов в обход Закона о приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)Признают ничтожной сделку по закреплению на праве хозяйственного ведения за предприятием имущества, если оно фактически не передавалось и не использовалось, а целью сделки была его последующая продажа без торгов в обход Закона о приватизации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода в указанной ситуации у судов нет: часть судов признает такие сделки действительными. Но если имущество фактически не передавалось предприятию и не использовалось им, а сразу после закрепления на праве хозяйственного ведения было продано, есть риск того, что суд расценит такую сделку как направленную на обход правил продажи государственного (муниципального) имущества и признает ее недействительной. В этом случае унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи недвижимости (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода в указанной ситуации у судов нет: часть судов признает такие сделки действительными. Но если имущество фактически не передавалось предприятию и не использовалось им, а сразу после закрепления на праве хозяйственного ведения было продано, есть риск того, что суд расценит такую сделку как направленную на обход правил продажи государственного (муниципального) имущества и признает ее недействительной. В этом случае унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи недвижимости (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Так, в городе Пензе действует Положение "О порядке продажи недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения". Согласно пункту 2 данного Положения муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять продажу недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, только с согласия УМИ города Пензы на аукционе или на конкурсе.
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Так, в городе Пензе действует Положение "О порядке продажи недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения". Согласно пункту 2 данного Положения муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять продажу недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, только с согласия УМИ города Пензы на аукционе или на конкурсе.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от граждан по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
Вопрос: Организация приобрела ж/д вагоны по контракту, заключенному с Минобороны России, с целью дальнейшей перепродажи. Цена вагонов, указанная в контракте, включает сумму НДС. Обязана ли организация при перечислении оплаты удержать НДС в качестве налогового агента?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасностиПрава на объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ). Они могут быть удостоверены договором купли-продажи, актом о закреплении за организацией имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенными до 31 января 1998 г.
Вопрос: О выставлении счетов-фактур при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, полученных при переработке имущества, являющегося государственной собственностью.
(Письмо Минфина России от 07.08.2023 N 03-07-11/73820)Таким образом, при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, полученных при переработке имущества, являющегося государственной собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется предусмотренный пунктом 8 статьи 161 Кодекса порядок исчисления НДС, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного лома и отходов черных и цветных металлов. При этом согласно абзацу второму пункта 5 статьи 168 Кодекса при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
(Письмо Минфина России от 07.08.2023 N 03-07-11/73820)Таким образом, при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, полученных при переработке имущества, являющегося государственной собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется предусмотренный пунктом 8 статьи 161 Кодекса порядок исчисления НДС, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного лома и отходов черных и цветных металлов. При этом согласно абзацу второму пункта 5 статьи 168 Кодекса при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)В силу пункта 4 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ для доходов от реализации.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)В силу пункта 4 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ для доходов от реализации.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Истцом по негаторному иску может быть как собственник, владеющий индивидуально-определенной вещью, так и лицо, владеющее такой вещью по основанию, предусмотренному законом или договором, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, а также учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления; давностный владелец (п. 2 ст. 234 ГК РФ); покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее; арендатор <1> и т.д.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Истцом по негаторному иску может быть как собственник, владеющий индивидуально-определенной вещью, так и лицо, владеющее такой вещью по основанию, предусмотренному законом или договором, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, а также учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления; давностный владелец (п. 2 ст. 234 ГК РФ); покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее; арендатор <1> и т.д.
Статья: Злоупотребление правами (недобросовестность) при проведении торгов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Недвижимое имущество было передано на праве хозяйственного ведения Госнедвижимости, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права <12>. После чего Госнедвижимость через посредника осуществляет его продажу отдельными лотами на аукционе. Судом установлена незаконность закрепления имущества за данным предприятием на праве хозяйственного ведения в обход законодательства о приватизации с целью его последующей незаконной продажи. Имущество выбыло в собственность другого лица из владения собственника (Приморского края) помимо его воли, что дает основания для его истребования из владения. Кроме того, торги проведены с участием аффилированных лиц путем создания видимости их проведения, а должностные лица Госнедвижимости содействовали их проведению в необходимом формате в условиях ограничения конкуренции.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Недвижимое имущество было передано на праве хозяйственного ведения Госнедвижимости, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права <12>. После чего Госнедвижимость через посредника осуществляет его продажу отдельными лотами на аукционе. Судом установлена незаконность закрепления имущества за данным предприятием на праве хозяйственного ведения в обход законодательства о приватизации с целью его последующей незаконной продажи. Имущество выбыло в собственность другого лица из владения собственника (Приморского края) помимо его воли, что дает основания для его истребования из владения. Кроме того, торги проведены с участием аффилированных лиц путем создания видимости их проведения, а должностные лица Госнедвижимости содействовали их проведению в необходимом формате в условиях ограничения конкуренции.
Статья: Проблема самостоятельного значения института обхода закона
(Иноземцева А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Но допустим, что в конкретном случае субъекту удалось с разумной степенью убедительности обосновать, что при выборе той или иной правовой конструкции им преследовалась некая разумная экономическая цель. Представим себе, например, что государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения было передано некое имущество, находящееся в государственной собственности. Далее, по истечении не слишком продолжительного времени (например, трех месяцев) это имущество было продано частному лицу без проведения конкурсных процедур на том основании, что в силу подп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Впоследствии возник спор о том, не была ли такая последовательность действий обусловлена обходом норм о порядке приватизации государственного имущества. Сторонам же соответствующих сделок удалось обосновать, что отчуждение государственного имущества частному лицу было вызвано хозяйственными потребностями государственного предприятия и было вполне разумным с экономической точки зрения. Должен ли правоприменитель отказаться учитывать это обстоятельство и применить соответствующие нормы законодательства о приватизации?
(Иноземцева А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Но допустим, что в конкретном случае субъекту удалось с разумной степенью убедительности обосновать, что при выборе той или иной правовой конструкции им преследовалась некая разумная экономическая цель. Представим себе, например, что государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения было передано некое имущество, находящееся в государственной собственности. Далее, по истечении не слишком продолжительного времени (например, трех месяцев) это имущество было продано частному лицу без проведения конкурсных процедур на том основании, что в силу подп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Впоследствии возник спор о том, не была ли такая последовательность действий обусловлена обходом норм о порядке приватизации государственного имущества. Сторонам же соответствующих сделок удалось обосновать, что отчуждение государственного имущества частному лицу было вызвано хозяйственными потребностями государственного предприятия и было вполне разумным с экономической точки зрения. Должен ли правоприменитель отказаться учитывать это обстоятельство и применить соответствующие нормы законодательства о приватизации?
Статья: Корректировка записей по передаче из казны модульного детского сада
(Булыгина О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Имущество, созданное при реализации бюджетных инвестиций в рамках государственных контрактов, являясь объектами государственной собственности, подлежит либо закреплению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передаче в казну РФ.
(Булыгина О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Имущество, созданное при реализации бюджетных инвестиций в рамках государственных контрактов, являясь объектами государственной собственности, подлежит либо закреплению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передаче в казну РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Постановлением N 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Постановлением N 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением: