Проблемы переселения граждан из аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы переселения граждан из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О заключении договора социального найма жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В науке отмечается и правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, входя в единую систему российских органов публичной власти, имеют возможность вносить свой вклад в решение правозащитных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, в частности, участвуют в обеспечении жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья. В то же время необходимо констатировать, что недостаточные объемы местных бюджетов порой приводят к необоснованному затягиванию решения актуальных для людей правозащитных проблем.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В науке отмечается и правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, входя в единую систему российских органов публичной власти, имеют возможность вносить свой вклад в решение правозащитных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, в частности, участвуют в обеспечении жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья. В то же время необходимо констатировать, что недостаточные объемы местных бюджетов порой приводят к необоснованному затягиванию решения актуальных для людей правозащитных проблем.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 21-П
"По делу о проверке конституционности части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.В. Штраус"Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса (тем более по нормам предоставления, им установленным), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности.
"По делу о проверке конституционности части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.В. Штраус"Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса (тем более по нормам предоставления, им установленным), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5. Во многом такое положение дел связано с тем, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (тем более по нормам предоставления, установленным данным Кодексом), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке.
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5. Во многом такое положение дел связано с тем, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (тем более по нормам предоставления, установленным данным Кодексом), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Дефицит свободных земельных участков препятствует реализации Закона Иркутской области о бесплатном предоставлении земельных участков для отдельных категорий граждан, в первую очередь многодетных семей, участников СВО, в части имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в целом для стимулирования как массовой застройки, так и для индивидуального жилищного строительства, в том числе для реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот и т.д.
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Дефицит свободных земельных участков препятствует реализации Закона Иркутской области о бесплатном предоставлении земельных участков для отдельных категорий граждан, в первую очередь многодетных семей, участников СВО, в части имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в целом для стимулирования как массовой застройки, так и для индивидуального жилищного строительства, в том числе для реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот и т.д.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В этом случае владельцу требуется подписать соглашение и направить его в орган, принявший решение об изъятии, в установленный срок. Существенными условиями этого договора являются размеры возмещения за жилое помещение, сроки выплаты и другие условия, касающиеся порядка выселения или переселения. В приведенной правовой норме усматривается сложный юридический состав, представляющий собой лишь основание для замены ставшего непригодным для проживания жилого помещения на другое - пригодное для проживания. Однако степень пригодности предоставляемого жилого помещения действующим законодательством не определена. Количество судебных споров по поводу принудительного выселения граждан из непригодного для проживания жилого помещения свидетельствует, что существующий правовой механизм переселения граждан из аварийного жилья не дает полноценной защиты прав и охраняемых законом интересов собственников <1>.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В этом случае владельцу требуется подписать соглашение и направить его в орган, принявший решение об изъятии, в установленный срок. Существенными условиями этого договора являются размеры возмещения за жилое помещение, сроки выплаты и другие условия, касающиеся порядка выселения или переселения. В приведенной правовой норме усматривается сложный юридический состав, представляющий собой лишь основание для замены ставшего непригодным для проживания жилого помещения на другое - пригодное для проживания. Однако степень пригодности предоставляемого жилого помещения действующим законодательством не определена. Количество судебных споров по поводу принудительного выселения граждан из непригодного для проживания жилого помещения свидетельствует, что существующий правовой механизм переселения граждан из аварийного жилья не дает полноценной защиты прав и охраняемых законом интересов собственников <1>.
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Статья посвящена вопросам законодательного регулирования жилищного обеспечения граждан, переселяемых в ходе реализации проектов по комплексному развитию территорий жилой застройки. Проанализированы основные проблемы и даны предложения по повышению жилищных гарантий для граждан, переселяемых из ветхих и неблагоустроенных домов, в целях повышения их заинтересованности в участии в таких проектах.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Статья посвящена вопросам законодательного регулирования жилищного обеспечения граждан, переселяемых в ходе реализации проектов по комплексному развитию территорий жилой застройки. Проанализированы основные проблемы и даны предложения по повышению жилищных гарантий для граждан, переселяемых из ветхих и неблагоустроенных домов, в целях повышения их заинтересованности в участии в таких проектах.