Признание объекта недвижимости аварийным
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание объекта недвижимости аварийным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение обязательства невозможностью исполнения
(КонсультантПлюс, 2025)Положения градостроительного законодательства и условия заключенного сторонами договора... определяют, что развитие застроенной территории осуществляется в целях строительства на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии, объектов недвижимости на месте многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
(КонсультантПлюс, 2025)Положения градостроительного законодательства и условия заключенного сторонами договора... определяют, что развитие застроенной территории осуществляется в целях строительства на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии, объектов недвижимости на месте многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Уполномоченный орган хочет принудительно изъять у Собственника жилое помещение с предоставлением другого жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение проблем подведомственности в административном судопроизводстве, а также разграничения указанного вида судопроизводства с гражданским, обеспечивающее "комфортный" доступ к правосудию для граждан
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <34>, признания дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов осуществляются в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) <35> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установления рыночной стоимости, минуя обращения в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года, утв. Президиумом ВС РФ от 16 сентября 2009 г., суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <36>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <37>.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <34>, признания дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов осуществляются в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) <35> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установления рыночной стоимости, минуя обращения в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года, утв. Президиумом ВС РФ от 16 сентября 2009 г., суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <36>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <37>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Положения градостроительного законодательства и условия заключенного сторонами договора определяют, что развитие застроенной территории осуществляется в целях строительства на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии объектов недвижимости на месте многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Положения градостроительного законодательства и условия заключенного сторонами договора определяют, что развитие застроенной территории осуществляется в целях строительства на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии объектов недвижимости на месте многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, делая вывод о незаконности изъятия из оперативного управления Университета спорного недвижимого имущества, суды дали также правовую оценку тому обстоятельству, что Университетом на протяжении длительного времени решается вопрос об использовании данных объектов недвижимого имущества в целях расширения и улучшения своей материально-технической базы, в том числе путем капитального ремонта или реконструкции нежилых помещений после получения соответствующего финансирования из федерального бюджета на эти нужды. На основании указанных обстоятельств судами признаны необоснованными доводы Территориального управления о том, что изъятые объекты недвижимого имущества находятся в аварийном состоянии, не используются Университетом в образовательном процессе и являются для него излишними (см. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013 по делу N А60-26023/2012).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, делая вывод о незаконности изъятия из оперативного управления Университета спорного недвижимого имущества, суды дали также правовую оценку тому обстоятельству, что Университетом на протяжении длительного времени решается вопрос об использовании данных объектов недвижимого имущества в целях расширения и улучшения своей материально-технической базы, в том числе путем капитального ремонта или реконструкции нежилых помещений после получения соответствующего финансирования из федерального бюджета на эти нужды. На основании указанных обстоятельств судами признаны необоснованными доводы Территориального управления о том, что изъятые объекты недвижимого имущества находятся в аварийном состоянии, не используются Университетом в образовательном процессе и являются для него излишними (см. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013 по делу N А60-26023/2012).
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Статья 32 Жилищного кодекса РФ содержит два самостоятельных случая изъятия земельных участков и направлена прежде всего на обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения. Первый случай охватывает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд по всем предусмотренным законодательством основаниям изъятия: жилое помещение изымается постольку, поскольку изымается земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, то есть жилое помещение следует судьбе изымаемого земельного участка. Второй случай - это изъятие земельного участка вследствие невыполнения собственником требований по сносу или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным. В этом случае очевидно, что основанием для изъятия является неправомерное поведение собственника земельного участка и, соответственно, само изъятие, прекращение прав и возмещение должны осуществляться в порядке, предусмотренном для случаев использования земельного участка с нарушением законодательства.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Статья 32 Жилищного кодекса РФ содержит два самостоятельных случая изъятия земельных участков и направлена прежде всего на обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения. Первый случай охватывает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд по всем предусмотренным законодательством основаниям изъятия: жилое помещение изымается постольку, поскольку изымается земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, то есть жилое помещение следует судьбе изымаемого земельного участка. Второй случай - это изъятие земельного участка вследствие невыполнения собственником требований по сносу или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным. В этом случае очевидно, что основанием для изъятия является неправомерное поведение собственника земельного участка и, соответственно, само изъятие, прекращение прав и возмещение должны осуществляться в порядке, предусмотренном для случаев использования земельного участка с нарушением законодательства.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)При этом в нарушение пункта 6, подпункта "а" пункта 15, подпункта "в" пункта 27, пункта 39 Положения N 447 по 16 объектам отсутствуют заключения о признании объекта недвижимого имущества аварийным (непригодным).
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)При этом в нарушение пункта 6, подпункта "а" пункта 15, подпункта "в" пункта 27, пункта 39 Положения N 447 по 16 объектам отсутствуют заключения о признании объекта недвижимого имущества аварийным (непригодным).
Готовое решение: Как внести изменения в сведения ЕГРН
(КонсультантПлюс, 2025)дополнительные сведения, например кадастровая стоимость объекта, категория земель, вид (виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, назначение и при наличии наименование здания (сооружения, помещения и т.д.), сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, адрес объекта недвижимости;
(КонсультантПлюс, 2025)дополнительные сведения, например кадастровая стоимость объекта, категория земель, вид (виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, назначение и при наличии наименование здания (сооружения, помещения и т.д.), сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, адрес объекта недвижимости;
Статья: Коллективные административные иски: научно-практический комментарий к ст. 42 Кодекса административного судопроизводства РФ
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
Статья: Об изъятии домов и участков по новому Закону N 494-ФЗ
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Первый из них - каковы будут критерии, помимо аварийности, для признания земельных участков и домов подлежащими изъятию. Другими словами, насколько велика должна быть степень износа здания, какие его технические характеристики будут учитываться при отнесении объекта недвижимости к категории подлежащих изъятию.
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Первый из них - каковы будут критерии, помимо аварийности, для признания земельных участков и домов подлежащими изъятию. Другими словами, насколько велика должна быть степень износа здания, какие его технические характеристики будут учитываться при отнесении объекта недвижимости к категории подлежащих изъятию.
Вопрос: Какой порядок признания нежилого здания аварийным?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документы, подтверждающие признание объекта федерального недвижимого имущества аварийным и подлежащим сносу, в отношении нежилого здания (строения, сооружения) - акт органа внутренних дел, учреждения, предприятия о признании нежилого здания (строения, сооружения) подлежащим сносу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документы, подтверждающие признание объекта федерального недвижимого имущества аварийным и подлежащим сносу, в отношении нежилого здания (строения, сооружения) - акт органа внутренних дел, учреждения, предприятия о признании нежилого здания (строения, сооружения) подлежащим сносу.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании жилого дома непригодным для проживания входят в соответствии с п. 29 ч. 5 комментируемой статьи в число дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, которые вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании жилого дома непригодным для проживания входят в соответствии с п. 29 ч. 5 комментируемой статьи в число дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, которые вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Договором комплексного развития территории жилой застройки также может быть предусмотрено обязательство застройщика уплатить или предоставить исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления денежные средства для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, за изымаемые для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, максимальные сроки выполнения указанного обязательства <40>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Договором комплексного развития территории жилой застройки также может быть предусмотрено обязательство застройщика уплатить или предоставить исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления денежные средства для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, за изымаемые для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, максимальные сроки выполнения указанного обязательства <40>.
Статья: Некоторые особенности изъятия у граждан жилых помещений, находящихся в их собственности
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 8)Еще одной особенностью изъятия жилого помещения является то, что несмотря на выкуп у собственника аварийного жилья или предоставление ему иного жилого помещения, он имеет право также на получение страхового возмещения, если им был заключен соответствующий договор имущественного страхования недвижимости. Из обширной судебной практики, например, из Определения ВС РФ от 5 июля 2022 г. N 70-КГ22-5-К7 следует вывод, что признание многоквартирного жилого дома аварийным и непригодным для проживания является следствием причинения вреда жилому помещению в результате его конструктивных недостатков, возникших ранее принятия решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения не является непосредственной причиной возникновения вреда жилому помещению, поэтому собственник аварийного жилья не утрачивает право на получение страхового возмещения.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 8)Еще одной особенностью изъятия жилого помещения является то, что несмотря на выкуп у собственника аварийного жилья или предоставление ему иного жилого помещения, он имеет право также на получение страхового возмещения, если им был заключен соответствующий договор имущественного страхования недвижимости. Из обширной судебной практики, например, из Определения ВС РФ от 5 июля 2022 г. N 70-КГ22-5-К7 следует вывод, что признание многоквартирного жилого дома аварийным и непригодным для проживания является следствием причинения вреда жилому помещению в результате его конструктивных недостатков, возникших ранее принятия решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения не является непосредственной причиной возникновения вреда жилому помещению, поэтому собственник аварийного жилья не утрачивает право на получение страхового возмещения.