Признаки банкротства субъекта естественной монополии
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки банкротства субъекта естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Из содержания статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что законодатель необходимость применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий связывает исключительно с самим фактом оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности. И потому наличие или отсутствие у должника признаков доминирования на определенном товарном рынке или рынке услуг не может приниматься во внимание для разрешения вопроса о статусе должника как субъекта естественной монополии."
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 N 16АП-2899/2022 по делу N А15-3885/2020
Требование: Об отмене определения об отказе во введении наблюдения в отношении должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО "Махачкалаводоканал" обладает определенными статьей 4 Закона о монополиях и пунктом 1 статьи 197 Закона о банкротстве фактическими признаками субъекта естественной монополии в сфере водоснабжения.
Требование: Об отмене определения об отказе во введении наблюдения в отношении должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО "Махачкалаводоканал" обладает определенными статьей 4 Закона о монополиях и пунктом 1 статьи 197 Закона о банкротстве фактическими признаками субъекта естественной монополии в сфере водоснабжения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Иначе говоря, необходимость особого регулирования банкротства субъектов естественных монополий объясняется особой ролью указанных субъектов среди участников имущественного оборота. Субъекты естественных монополий действуют в тех сферах товарного рынка, где отсутствует конкуренция товаропроизводителей, и в этом смысле они незаменимы. Применение к субъектам естественных монополий "общей мерки" банкротства, как и к другим участникам имущественного оборота, в том числе в части критериев и признаков банкротства, может привести к катастрофическим последствиям в целом для российской экономики <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Иначе говоря, необходимость особого регулирования банкротства субъектов естественных монополий объясняется особой ролью указанных субъектов среди участников имущественного оборота. Субъекты естественных монополий действуют в тех сферах товарного рынка, где отсутствует конкуренция товаропроизводителей, и в этом смысле они незаменимы. Применение к субъектам естественных монополий "общей мерки" банкротства, как и к другим участникам имущественного оборота, в том числе в части критериев и признаков банкротства, может привести к катастрофическим последствиям в целом для российской экономики <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"- сведения о наличии признаков градообразующей, сельскохозяйственной, финансовой, стратегической организации, организации оборонно-промышленного комплекса, а также субъекта естественной монополии;
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"- сведения о наличии признаков градообразующей, сельскохозяйственной, финансовой, стратегической организации, организации оборонно-промышленного комплекса, а также субъекта естественной монополии;
Статья: Несостоятельность (банкротство) застройщика: критерии определения и признаки
(Славич М.А.)
("Юрист", 2023, N 2)В то же время применительно к банкротству застройщика с учетом социальной значимости этой процедуры представляется обоснованным мнение специалистов, которые высказываются в пользу увеличения минимального размера задолженности <13> (что уже предусмотрено в отношении таких значимых участников рынка, как стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий).
(Славич М.А.)
("Юрист", 2023, N 2)В то же время применительно к банкротству застройщика с учетом социальной значимости этой процедуры представляется обоснованным мнение специалистов, которые высказываются в пользу увеличения минимального размера задолженности <13> (что уже предусмотрено в отношении таких значимых участников рынка, как стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии следующих дополнительных признаков: 1) обязанность платежа не исполнена им в течение 3 месяцев с момента наступления срока платежа, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней); 2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 300 000 руб., если иной размер не предусмотрен законом (например, для субъектов естественных монополий он составляет не менее 1 000 000 руб.). В основе признания банкротом юридического лица - должника лежит критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии следующих дополнительных признаков: 1) обязанность платежа не исполнена им в течение 3 месяцев с момента наступления срока платежа, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней); 2) требования кредиторов к юридическому лицу - должнику в совокупности составляют не менее 300 000 руб., если иной размер не предусмотрен законом (например, для субъектов естественных монополий он составляет не менее 1 000 000 руб.). В основе признания банкротом юридического лица - должника лежит критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Статья: О текущей ситуации с правоприменением статей 195 - 197 Уголовного кодекса Российской Федерации и возможных мерах к ее изменению
(Романов В.А.)
("Ex jure", 2025, N 2)Помимо кредиторов-потерпевших, которые осуществляли бы свои права в уголовно-правовом споре по модели частного обвинения, было бы целесообразно предусмотреть возможность введения в единое дело о банкротстве должника прокурора при безусловном соблюдении баланса частных и публичных интересов. Такой баланс, на наш взгляд, был бы соблюден, если бы прокурор допускался в дело только в определенных случаях, обусловленных либо публичным значением должника (например, должник является стратегическим или градообразующим предприятием, субъектом естественных монополий), либо наличием обстоятельств, прямо свидетельствующих о нарушении публичных интересов. В последнем случае таковыми обстоятельствами нужно признать наличие признаков совершения со стороны должника или арбитражного управляющего административного правонарушения или уголовного преступления в сфере банкротства (ст. 14.12, 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях <16>; ст. 195 - 197 Уголовного кодекса РФ).
(Романов В.А.)
("Ex jure", 2025, N 2)Помимо кредиторов-потерпевших, которые осуществляли бы свои права в уголовно-правовом споре по модели частного обвинения, было бы целесообразно предусмотреть возможность введения в единое дело о банкротстве должника прокурора при безусловном соблюдении баланса частных и публичных интересов. Такой баланс, на наш взгляд, был бы соблюден, если бы прокурор допускался в дело только в определенных случаях, обусловленных либо публичным значением должника (например, должник является стратегическим или градообразующим предприятием, субъектом естественных монополий), либо наличием обстоятельств, прямо свидетельствующих о нарушении публичных интересов. В последнем случае таковыми обстоятельствами нужно признать наличие признаков совершения со стороны должника или арбитражного управляющего административного правонарушения или уголовного преступления в сфере банкротства (ст. 14.12, 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях <16>; ст. 195 - 197 Уголовного кодекса РФ).
Статья: Злоупотребление правом в сфере несостоятельности (банкротства)
(Ланг П.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)В целях противодействия данному явлению наиболее логичным действием со стороны законодателя было бы введение дифференцированного подхода к размеру задолженности, пропущенным срокам оплаты, требуемым для признания должника банкротом, в отношении различных категорий хозяйствующих субъектов, по признаку размера организации, экономических показателей, определяющих его отношение к малым, средним, крупным и системообразующим, градообразующим предприятиям, субъектам естественных монополий. Кроме того, в отношении организаций с традиционно высоким уровнем невзысканной дебиторской задолженности (организаций, осуществляющих расчеты, поставку коммунальных услуг населению) также возможно было бы применить иной критерий признания банкротом - объективную невозможность взыскания задолженности по указанным услугам в разумный срок.
(Ланг П.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)В целях противодействия данному явлению наиболее логичным действием со стороны законодателя было бы введение дифференцированного подхода к размеру задолженности, пропущенным срокам оплаты, требуемым для признания должника банкротом, в отношении различных категорий хозяйствующих субъектов, по признаку размера организации, экономических показателей, определяющих его отношение к малым, средним, крупным и системообразующим, градообразующим предприятиям, субъектам естественных монополий. Кроме того, в отношении организаций с традиционно высоким уровнем невзысканной дебиторской задолженности (организаций, осуществляющих расчеты, поставку коммунальных услуг населению) также возможно было бы применить иной критерий признания банкротом - объективную невозможность взыскания задолженности по указанным услугам в разумный срок.
"Постатейный комментарий к Примерным условиям договора о срочных сделках на финансовых рынках 2011 г."
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021)Общие признаки банкротства применяются, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Например, специальные признаки установлены в статьях 183.16 (Признаки банкротства и рассмотрение дела о банкротстве финансовой организации), 189.8 (Несостоятельность (банкротство) кредитной организации), 190 (Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций), 197 (Общие положения банкротства субъектов естественных монополий), 217 (Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом) Закона о банкротстве.
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021)Общие признаки банкротства применяются, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Например, специальные признаки установлены в статьях 183.16 (Признаки банкротства и рассмотрение дела о банкротстве финансовой организации), 189.8 (Несостоятельность (банкротство) кредитной организации), 190 (Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций), 197 (Общие положения банкротства субъектов естественных монополий), 217 (Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом) Закона о банкротстве.