Привлечение судей в отставке в качестве судебных примирителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение судей в отставке в качестве судебных примирителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: От переговоров к судебному примирению: о поиске эффективной модели урегулирования споров
(Балашова И.Н.)
("Российский судья", 2022, N 4)Несмотря на то что институт судебного примирения был известен еще в дореволюционной России, современное закрепление этого вида примирительных процедур можно увидеть в Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <10>, где акцентируется внимание не только на активной роли суда в примирительных процедурах, но и на возможности привлечения в качестве судебных примирителей судей в отставке, помощников судьи, работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование. Окончательное закрепление данный институт получил в 2019 г. с появлением в ГПК РФ главы 14.1 "Примирительные процедуры. Мировое соглашение".
(Балашова И.Н.)
("Российский судья", 2022, N 4)Несмотря на то что институт судебного примирения был известен еще в дореволюционной России, современное закрепление этого вида примирительных процедур можно увидеть в Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <10>, где акцентируется внимание не только на активной роли суда в примирительных процедурах, но и на возможности привлечения в качестве судебных примирителей судей в отставке, помощников судьи, работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование. Окончательное закрепление данный институт получил в 2019 г. с появлением в ГПК РФ главы 14.1 "Примирительные процедуры. Мировое соглашение".
Статья: Проблемы эффективности судебного примирения в российском цивилистическом процессе
(Трезубов Е.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Обосновывается, что судебное примирение представляет собой модель интегрированной в судебную систему процедуры медиации и имеет существенные преимущества по сравнению с судебной медиацией, а именно: безвозмездность примирения для сторон и особый статус судебного примирителя. Поддерживается решение о привлечении в качестве судебных примирителей исключительно судей в отставке. Выявленные организационные проблемы недостаточности количественного состава судебных примирителей, их территориальной удаленности от мест проведения примирения, а также отсутствие механизма должного бюджетного финансирования делают рассматриваемую процедуру неэффективной и являются существенным препятствием в ее интенсификации. Высказывается предположение о возможности развития судебного примирения исключительно при должной политической воле как со стороны суда, рассматривающего дело, так и со стороны государства в целом.
(Трезубов Е.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Обосновывается, что судебное примирение представляет собой модель интегрированной в судебную систему процедуры медиации и имеет существенные преимущества по сравнению с судебной медиацией, а именно: безвозмездность примирения для сторон и особый статус судебного примирителя. Поддерживается решение о привлечении в качестве судебных примирителей исключительно судей в отставке. Выявленные организационные проблемы недостаточности количественного состава судебных примирителей, их территориальной удаленности от мест проведения примирения, а также отсутствие механизма должного бюджетного финансирования делают рассматриваемую процедуру неэффективной и являются существенным препятствием в ее интенсификации. Высказывается предположение о возможности развития судебного примирения исключительно при должной политической воле как со стороны суда, рассматривающего дело, так и со стороны государства в целом.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41
"Об утверждении Регламента проведения судебного примирения"2. Судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.
"Об утверждении Регламента проведения судебного примирения"2. Судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В Регламенте содержатся некоторые ограничения для определенных категорий судей в отставке. Так, уточняется, что судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия или работающий в перечисленных в ст. 8 органах, учреждениях, общественных объединениях и пр., не вправе выступать в качестве судебного примирителя. Кроме того, выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому в Верховном Суде Российской Федерации, вправе только судьи в отставке Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В Регламенте содержатся некоторые ограничения для определенных категорий судей в отставке. Так, уточняется, что судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия или работающий в перечисленных в ст. 8 органах, учреждениях, общественных объединениях и пр., не вправе выступать в качестве судебного примирителя. Кроме того, выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому в Верховном Суде Российской Федерации, вправе только судьи в отставке Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2. При предыдущем рассмотрении данного дела судья (мировой судья) участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика (п. 1 ч. 1 ст. 16 ГПК РФ). Здесь заложен принцип недопустимости участия судьи или мирового судьи при рассмотрении дела, в котором он ранее участвовал в качестве любого из перечисленных субъектов. Введенное ограничение исключает возможную заинтересованность судьи, гарантируя объективность судебного разбирательства.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2. При предыдущем рассмотрении данного дела судья (мировой судья) участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика (п. 1 ч. 1 ст. 16 ГПК РФ). Здесь заложен принцип недопустимости участия судьи или мирового судьи при рассмотрении дела, в котором он ранее участвовал в качестве любого из перечисленных субъектов. Введенное ограничение исключает возможную заинтересованность судьи, гарантируя объективность судебного разбирательства.
Статья: К вопросу об актуализации использования института судебного примирения
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разъяснить сторонам, что стороны вправе урегулировать спор путем использования на безвозмездной для них основе примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение), которым является судья в отставке и который определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей. Судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора. В списке судебных примирителей по ___________ области из числа судей судов общей юрисдикции в отставке имеется Ф.И.О. (по вопросам процедуры судебного примирения можно обращаться к помощнику судьи Ф.И.О., тел.);
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разъяснить сторонам, что стороны вправе урегулировать спор путем использования на безвозмездной для них основе примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение), которым является судья в отставке и который определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей. Судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора. В списке судебных примирителей по ___________ области из числа судей судов общей юрисдикции в отставке имеется Ф.И.О. (по вопросам процедуры судебного примирения можно обращаться к помощнику судьи Ф.И.О., тел.);
Статья: Примирительное посредничество - эффективная правовая технология или ошибка отечественного законодателя?
(Лисицын В.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)На подготовленный Пленумом ВС РФ законопроект мною была написана рецензия, которая передана в высшую судебную инстанцию страны 22 января 2018 г. К сожалению, целый ряд конструктивных замечаний разработчиками законопроекта не был учтен. В частности, я предложил активно использовать опыт дружественного нам государства - Республики Беларусь - и в качестве судебных примирителей, наряду с судьями в отставке, привлекать наиболее подготовленных работников аппаратов судов. Это предложение ранее нашло свое отражение в целом ряде научных публикаций <24>. Однако оно не было принято во внимание и не получило поддержки ни в высшей судебной инстанции, ни у законодателя. Отсутствие внимания к данному предложению сегодня привело к тому, что комнаты судебного примирения в большинстве судов не могут либо вовсе быть открыты, либо полноценно функционировать по причине фактического отсутствия достаточного числа судебных примирителей. Особенно это касается отдаленных регионов, где судьи, выходя в отставку, сразу же покидают прежнее место жительства, перебираясь в центральную Россию или ближе к теплому морю.
(Лисицын В.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)На подготовленный Пленумом ВС РФ законопроект мною была написана рецензия, которая передана в высшую судебную инстанцию страны 22 января 2018 г. К сожалению, целый ряд конструктивных замечаний разработчиками законопроекта не был учтен. В частности, я предложил активно использовать опыт дружественного нам государства - Республики Беларусь - и в качестве судебных примирителей, наряду с судьями в отставке, привлекать наиболее подготовленных работников аппаратов судов. Это предложение ранее нашло свое отражение в целом ряде научных публикаций <24>. Однако оно не было принято во внимание и не получило поддержки ни в высшей судебной инстанции, ни у законодателя. Отсутствие внимания к данному предложению сегодня привело к тому, что комнаты судебного примирения в большинстве судов не могут либо вовсе быть открыты, либо полноценно функционировать по причине фактического отсутствия достаточного числа судебных примирителей. Особенно это касается отдаленных регионов, где судьи, выходя в отставку, сразу же покидают прежнее место жительства, перебираясь в центральную Россию или ближе к теплому морю.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Появление нотариально удостоверенного медиативного соглашения, имеющего силу исполнительного документа, сложно переоценить, поскольку это позволяет добиться заключения действительно эффективного соглашения, которое в случае неисполнения одной стороной будет подлежать принудительному исполнению. Это, на наш взгляд, делает его интересным для сторон, желающих получить определенные юридические гарантии при заключении соглашения в результате процедуры медиации. Кроме того, к осуществлению функций судебных примирителей будут привлекаться судьи в отставке. Предполагается, что деятельность судей в отставке в качестве судебных примирителей будет оплачиваться за счет бюджета из средств, которые поступают туда в качестве государственной пошлины, не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке. В любом случае для сторон работа судебного примирителя является бесплатной. Это позволяет нам рассчитывать на введение медиации в качестве обязательного досудебного порядка по отдельным категориям дел (из числа семейных споров в том числе) или на обязательность ее применения по указанию суда.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Появление нотариально удостоверенного медиативного соглашения, имеющего силу исполнительного документа, сложно переоценить, поскольку это позволяет добиться заключения действительно эффективного соглашения, которое в случае неисполнения одной стороной будет подлежать принудительному исполнению. Это, на наш взгляд, делает его интересным для сторон, желающих получить определенные юридические гарантии при заключении соглашения в результате процедуры медиации. Кроме того, к осуществлению функций судебных примирителей будут привлекаться судьи в отставке. Предполагается, что деятельность судей в отставке в качестве судебных примирителей будет оплачиваться за счет бюджета из средств, которые поступают туда в качестве государственной пошлины, не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке. В любом случае для сторон работа судебного примирителя является бесплатной. Это позволяет нам рассчитывать на введение медиации в качестве обязательного досудебного порядка по отдельным категориям дел (из числа семейных споров в том числе) или на обязательность ее применения по указанию суда.
Статья: Примирительное посредничество - эффективная мировая правовая технология
(Лисицын В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)На подготовленный Пленумом ВС РФ законопроект мною была написана рецензия, которая передана в высшую судебную инстанцию страны 22.01.2018. К сожалению, целый ряд конструктивных замечаний разработчиками законопроекта не был учтен. В частности, я предложил активно использовать опыт дружественного нам государства - Республики Беларусь и в качестве судебных примирителей, наряду с судьями в отставке, привлекать наиболее подготовленных работников аппаратов судов. Это предложение ранее нашло свое отражение в целом ряде научных публикаций <30>. Однако оно не было принято во внимание и не получило поддержки ни в высшей судебной инстанции, ни у законодателя. Отсутствие внимания к данному предложению сегодня привело к тому, что комнаты судебного примирения в большинстве судов либо вовсе не могут быть открыты, либо полноценно функционировать по причине фактического отсутствия достаточного числа судебных примирителей. Особенно это касается отдаленных регионов, где судьи, выходя в отставку, сразу же покидают прежнее место жительства, перебираясь в центральную Россию или ближе к теплому морю.
(Лисицын В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)На подготовленный Пленумом ВС РФ законопроект мною была написана рецензия, которая передана в высшую судебную инстанцию страны 22.01.2018. К сожалению, целый ряд конструктивных замечаний разработчиками законопроекта не был учтен. В частности, я предложил активно использовать опыт дружественного нам государства - Республики Беларусь и в качестве судебных примирителей, наряду с судьями в отставке, привлекать наиболее подготовленных работников аппаратов судов. Это предложение ранее нашло свое отражение в целом ряде научных публикаций <30>. Однако оно не было принято во внимание и не получило поддержки ни в высшей судебной инстанции, ни у законодателя. Отсутствие внимания к данному предложению сегодня привело к тому, что комнаты судебного примирения в большинстве судов либо вовсе не могут быть открыты, либо полноценно функционировать по причине фактического отсутствия достаточного числа судебных примирителей. Особенно это касается отдаленных регионов, где судьи, выходя в отставку, сразу же покидают прежнее место жительства, перебираясь в центральную Россию или ближе к теплому морю.
Статья: Судебная примирительная процедура как гражданское процессуальное правоотношение
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)Однако судьи в отставке, привлекаемые в качестве судебных примирителей, не обладают статусом действующего судьи, а следовательно, не имеют и публичных полномочий. Как отмечают авторы, судья в отставке является гражданином, не имеющим никакого отношения к исполнению полномочий по государственной должности судьи, не обладающим вообще какими бы то ни было властными полномочиями <11>. Однако отметим, что это касается судьи в отставке, не привлеченного к осуществлению правосудия.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)Однако судьи в отставке, привлекаемые в качестве судебных примирителей, не обладают статусом действующего судьи, а следовательно, не имеют и публичных полномочий. Как отмечают авторы, судья в отставке является гражданином, не имеющим никакого отношения к исполнению полномочий по государственной должности судьи, не обладающим вообще какими бы то ни было властными полномочиями <11>. Однако отметим, что это касается судьи в отставке, не привлеченного к осуществлению правосудия.
Статья: О правосубъектности судебного примирителя
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5)Основаниями для прекращения специальной процессуальной правоспособности судебного примирителя являются: прекращение отставки судьи; занятие пребывающим в отставке судьей деятельностью, несовместимой с исполнением обязанностей судебного примирителя; исключение из Списка судебных примирителей, в том числе по личному волеизъявлению. Возникновение любого из названных обстоятельств является препятствием для привлечения судебного примирителя к проведению судебного примирения или продолжения его участия в примирительной процедуре в таком качестве. Прекращение правоспособности влечет одновременную утрату процессуальной дееспособности судебного примирителя и исключает возможность принимать участие в рассмотрении гражданских дел в таком статусе и позволяет говорить об утрате судебным примирителем специальной правосубъектности.
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5)Основаниями для прекращения специальной процессуальной правоспособности судебного примирителя являются: прекращение отставки судьи; занятие пребывающим в отставке судьей деятельностью, несовместимой с исполнением обязанностей судебного примирителя; исключение из Списка судебных примирителей, в том числе по личному волеизъявлению. Возникновение любого из названных обстоятельств является препятствием для привлечения судебного примирителя к проведению судебного примирения или продолжения его участия в примирительной процедуре в таком качестве. Прекращение правоспособности влечет одновременную утрату процессуальной дееспособности судебного примирителя и исключает возможность принимать участие в рассмотрении гражданских дел в таком статусе и позволяет говорить об утрате судебным примирителем специальной правосубъектности.
Статья: Назначение судебного примирителя в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не может выступать в качестве судебного примирителя судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия (п. 2 ст. 8 Регламента судебного примирения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не может выступать в качестве судебного примирителя судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия (п. 2 ст. 8 Регламента судебного примирения).