Привлечение к участию в деле уполномоченного по правам ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к участию в деле уполномоченного по правам ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право ребенка на наследство: проблемы теории и практики
(Летова Н.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Полагаю, что правило ч. 4 ст. 1157 ГК РФ в значительной степени ориентировано на детей, обладающих статусом сироты, или детей, оставшихся без попечения родителей, что требует ужесточения контроля за такими сделками органами опеки и попечительства с учетом объема их полномочий, делегированных им государством (п. 8, 11 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>, ч. 1 ст. 145 СК РФ). Вместе с тем, поскольку ребенок как наследник, в отличие от дееспособных наследников, не может в силу возраста не только оценить последствия собственных действий, направленных в отношении наследственного имущества, но и определить, действовали его законные представители добросовестно или нет, насколько их решения отвечают его интересам как наследника, направлены ли они на улучшение его имущественного положения, представляется обоснованным привлекать в обязательном порядке уполномоченных по правам ребенка для участия в судебных процессах по таким делам с целью подготовки заключения, которое имело бы для суда значение доказательства.
(Летова Н.В.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Полагаю, что правило ч. 4 ст. 1157 ГК РФ в значительной степени ориентировано на детей, обладающих статусом сироты, или детей, оставшихся без попечения родителей, что требует ужесточения контроля за такими сделками органами опеки и попечительства с учетом объема их полномочий, делегированных им государством (п. 8, 11 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>, ч. 1 ст. 145 СК РФ). Вместе с тем, поскольку ребенок как наследник, в отличие от дееспособных наследников, не может в силу возраста не только оценить последствия собственных действий, направленных в отношении наследственного имущества, но и определить, действовали его законные представители добросовестно или нет, насколько их решения отвечают его интересам как наследника, направлены ли они на улучшение его имущественного положения, представляется обоснованным привлекать в обязательном порядке уполномоченных по правам ребенка для участия в судебных процессах по таким делам с целью подготовки заключения, которое имело бы для суда значение доказательства.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)К лицам, занимающим соответствующие должности и наделенным государственно-властными полномочиями, чье участие для дачи заключения предусмотрено КАС РФ, относятся: уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. В качестве государственного органа по соответствующей категории административных дел может быть привлечена ЦИК России в лице своего представителя. Хотя это прямо и не предусмотрено КАС РФ, в административных делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, для дачи заключения участвует орган опеки и попечительства (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ) <9>.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)К лицам, занимающим соответствующие должности и наделенным государственно-властными полномочиями, чье участие для дачи заключения предусмотрено КАС РФ, относятся: уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. В качестве государственного органа по соответствующей категории административных дел может быть привлечена ЦИК России в лице своего представителя. Хотя это прямо и не предусмотрено КАС РФ, в административных делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, для дачи заключения участвует орган опеки и попечительства (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ) <9>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме того, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики за 3-й квартал 2023 г., в определении о принятии административного искового заявления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока содержания в центре к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, их представителям, необходимо разъяснять процессуальные права указанных выше лиц на заявление ходатайства о рассмотрении дела в открытом судебном заседании и возникновение при удовлетворении такого ходатайства возможности участия в судебном заседании всех лиц, участвующих в деле, в том числе уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, путем использования системы веб-конференции.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме того, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики за 3-й квартал 2023 г., в определении о принятии административного искового заявления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока содержания в центре к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, их представителям, необходимо разъяснять процессуальные права указанных выше лиц на заявление ходатайства о рассмотрении дела в открытом судебном заседании и возникновение при удовлетворении такого ходатайства возможности участия в судебном заседании всех лиц, участвующих в деле, в том числе уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, путем использования системы веб-конференции.
Статья: Участие органа власти в арбитражном процессе для дачи заключения по делу в порядке межотраслевой аналогии процессуального закона
(Газарова С.А.)
("Современное право", 2023, N 5)Институт заключения по административному делу в административном судопроизводстве возник в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Правом давать заключение по административному делу оказались наделены органы, организации и лица (п. 4 ст. 37 КАС РФ). Однако и до этого момента Центральная избирательная комиссия РФ в лице своего представителя могла быть привлечена для дачи заключения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). После того как правило о даче заключения приобрело общий характер, соответствующим правом была наделена целая группа субъектов (Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (ст. 265.8 КАС РФ), уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ и др.).
(Газарова С.А.)
("Современное право", 2023, N 5)Институт заключения по административному делу в административном судопроизводстве возник в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Правом давать заключение по административному делу оказались наделены органы, организации и лица (п. 4 ст. 37 КАС РФ). Однако и до этого момента Центральная избирательная комиссия РФ в лице своего представителя могла быть привлечена для дачи заключения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). После того как правило о даче заключения приобрело общий характер, соответствующим правом была наделена целая группа субъектов (Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (ст. 265.8 КАС РФ), уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ и др.).
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> дополнил содержание п. 4 ст. 37 КАС РФ указанием на возможность привлечения органов, организаций и лиц к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. До внесения этого дополнения суд был наделен правом привлечь Центральную избирательную комиссию РФ (далее - ЦИК России) в лице ее представителя в дело о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ для дачи по нему заключения, кроме случаев, когда ЦИК России участвует в этом деле как административный ответчик или заинтересованное лицо (ч. 7 ст. 243 КАС РФ) <2>. Новая редакция п. 4 ст. 37 КАС РФ предоставила суду возможность привлекать в указанной выше форме для участия в деле и иных субъектов: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (ч. 3 ст. 265.8 КАС РФ; далее, вместе - уполномоченные по правам человека); уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ; далее - уполномоченный по правам ребенка). Стал более определенным статус органа опеки и попечительства в делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ).
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> дополнил содержание п. 4 ст. 37 КАС РФ указанием на возможность привлечения органов, организаций и лиц к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. До внесения этого дополнения суд был наделен правом привлечь Центральную избирательную комиссию РФ (далее - ЦИК России) в лице ее представителя в дело о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ для дачи по нему заключения, кроме случаев, когда ЦИК России участвует в этом деле как административный ответчик или заинтересованное лицо (ч. 7 ст. 243 КАС РФ) <2>. Новая редакция п. 4 ст. 37 КАС РФ предоставила суду возможность привлекать в указанной выше форме для участия в деле и иных субъектов: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (ч. 3 ст. 265.8 КАС РФ; далее, вместе - уполномоченные по правам человека); уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ; далее - уполномоченный по правам ребенка). Стал более определенным статус органа опеки и попечительства в делах о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.3 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)5) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. К таким лицам в соответствии со ст. 40 КАС РФ могут относиться:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)5) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. К таким лицам в соответствии со ст. 40 КАС РФ могут относиться: