Привлечение к дисциплинарной ответственности по представлению прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к дисциплинарной ответственности по представлению прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Требование прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Придя к выводу, что общество нарушило основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии... которое выразилось в необоснованном начислении ООО... платы за электрическую энергию... прокуратура вынесла в адрес общества представление... в котором потребовала... его безотлагательного рассмотрения с участием прокурора района или его заместителя и принятия в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Придя к выводу, что общество нарушило основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии... которое выразилось в необоснованном начислении ООО... платы за электрическую энергию... прокуратура вынесла в адрес общества представление... в котором потребовала... его безотлагательного рассмотрения с участием прокурора района или его заместителя и принятия в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Применение мер дисциплинарной ответственности к работнику является правом работодателя, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование не о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности, а о рассмотрении данного вопроса.
(КонсультантПлюс, 2025)Применение мер дисциплинарной ответственности к работнику является правом работодателя, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование не о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности, а о рассмотрении данного вопроса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при ремонте подвижного состава, проведенная Белореченской транспортной прокуратурой, позволила выявить грубые нарушения требований Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных документов. Нарушения выражались в ненадлежащем содержании колесных пар, тормозных колодок, отсутствии контактной планки опорной балки авторежима, которые повлекли за собой отмену технической готовности грузового поезда и отцепку в текущий отцепочный ремонт шести вагонов. В связи с этим начальнику эксплуатационного вагонного депо Краснодар транспортная прокуратура внесла представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности <13>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при ремонте подвижного состава, проведенная Белореченской транспортной прокуратурой, позволила выявить грубые нарушения требований Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных документов. Нарушения выражались в ненадлежащем содержании колесных пар, тормозных колодок, отсутствии контактной планки опорной балки авторежима, которые повлекли за собой отмену технической готовности грузового поезда и отцепку в текущий отцепочный ремонт шести вагонов. В связи с этим начальнику эксплуатационного вагонного депо Краснодар транспортная прокуратура внесла представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности <13>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Например, в Новосибирской области гражданин, получая пособие по безработице, продолжал работать дворником на Верх-Тарском нефтяном месторождении и получал оплату за свои услуги по гражданско-правовому договору с АО "Новосибирскнефтегаз" <1>. Таким способом он смог незаконно получить в период с января по март 2021 г. выплаты в качестве пособия по безработице в размере 20 тыс. руб. По результатам процессуальной проверки в мае 2021 г. отдел полиции возбудил в отношении этого гражданина уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 "Мошенничество при получении выплат" Уголовного кодекса РФ. Кроме того, органами прокуратуры в адрес директора ГКУ ЦНЗ было вынесено представление. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Например, в Новосибирской области гражданин, получая пособие по безработице, продолжал работать дворником на Верх-Тарском нефтяном месторождении и получал оплату за свои услуги по гражданско-правовому договору с АО "Новосибирскнефтегаз" <1>. Таким способом он смог незаконно получить в период с января по март 2021 г. выплаты в качестве пособия по безработице в размере 20 тыс. руб. По результатам процессуальной проверки в мае 2021 г. отдел полиции возбудил в отношении этого гражданина уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 "Мошенничество при получении выплат" Уголовного кодекса РФ. Кроме того, органами прокуратуры в адрес директора ГКУ ЦНЗ было вынесено представление. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В представлении прокурором изложены требования: о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии мер по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет (пункт 2); рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц (пункт 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В представлении прокурором изложены требования: о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии мер по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет (пункт 2); рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц (пункт 4).
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Не согласившись с утверждением суда первой инстанции о том, что заключение транспортной прокуратуры о незаконности отказа работодателя в принятии К. на работу в структурное подразделение общества на должность помощника машиниста электровоза, изложенное в представлении в адрес работодателя, не имеет для суда правового значения, суд апелляционной инстанции указал, что на основании этого представления транспортной прокуратуры работодателем проводилась проверка по факту отказа К. в трудоустройстве, по результатам которой самим работодателем было установлено, что в нарушение статьи 64 ТК РФ К. необоснованно отказано в приеме на работу на должность помощника машиниста электровоза, в связи с чем к дисциплинарной ответственности был привлечен специалист по кадрам и социальным вопросам.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Не согласившись с утверждением суда первой инстанции о том, что заключение транспортной прокуратуры о незаконности отказа работодателя в принятии К. на работу в структурное подразделение общества на должность помощника машиниста электровоза, изложенное в представлении в адрес работодателя, не имеет для суда правового значения, суд апелляционной инстанции указал, что на основании этого представления транспортной прокуратуры работодателем проводилась проверка по факту отказа К. в трудоустройстве, по результатам которой самим работодателем было установлено, что в нарушение статьи 64 ТК РФ К. необоснованно отказано в приеме на работу на должность помощника машиниста электровоза, в связи с чем к дисциплинарной ответственности был привлечен специалист по кадрам и социальным вопросам.
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Так, в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ в марте 2024 г. органы прокуратуры г. Москвы проверили более 400 образовательных учреждений, отведенных для размещения избирательных участков. Проверки выявили более 440 нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В связи с нарушениями указанного законодательства внесено 178 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 28 должностных лиц, возбуждено 10 дел об административных правонарушениях по ст. 20.35 КоАП РФ.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Так, в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ в марте 2024 г. органы прокуратуры г. Москвы проверили более 400 образовательных учреждений, отведенных для размещения избирательных участков. Проверки выявили более 440 нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В связи с нарушениями указанного законодательства внесено 178 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 28 должностных лиц, возбуждено 10 дел об административных правонарушениях по ст. 20.35 КоАП РФ.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Так, вопреки требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" в рамках осуществления закупочных процедур на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Икрянинском районе Астраханской области 28 июля 2021 г. допущена к участию заявка ООО "Нефтегазстройпроект", которое вступившим в законную силу 7 октября 2020 г. решением мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Аналогичным образом 29 июля 2021 г. комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" заявка ООО "Нефтегазстройпроект" допущена к участию в закупке на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Лиманском районе Астраханской области. В связи с этим прокуратурой Кировского района г. Астрахани 29 марта 2022 г. руководителю учреждения внесено представление, в отношении четырех должностных лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Так, вопреки требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" в рамках осуществления закупочных процедур на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Икрянинском районе Астраханской области 28 июля 2021 г. допущена к участию заявка ООО "Нефтегазстройпроект", которое вступившим в законную силу 7 октября 2020 г. решением мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Аналогичным образом 29 июля 2021 г. комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" заявка ООО "Нефтегазстройпроект" допущена к участию в закупке на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Лиманском районе Астраханской области. В связи с этим прокуратурой Кировского района г. Астрахани 29 марта 2022 г. руководителю учреждения внесено представление, в отношении четырех должностных лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)По выявленным нарушениям принимались меры реагирования. По результатам рассмотрения представлений прокуроров виновные привлекались к дисциплинарной или административной ответственности.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)По выявленным нарушениям принимались меры реагирования. По результатам рассмотрения представлений прокуроров виновные привлекались к дисциплинарной или административной ответственности.
Статья: Надзор за соблюдением требований законодательства о поддержке российских товаропроизводителей - участников закупок для государственных и муниципальных нужд
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Выявленные факты нарушений отражены в представлениях прокурора, внесенных руководителям учреждений, которые в ходе рассмотрения признаны обоснованными, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Выявленные факты нарушений отражены в представлениях прокурора, внесенных руководителям учреждений, которые в ходе рассмотрения признаны обоснованными, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Так, за 2018 год органы прокуратуры выявили более 181,3 тыс. нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в адрес соответствующих органов и должностных лиц внесено 28,5 тыс. протестов и 45 тыс. представлений, по материалам прокуроров к дисциплинарной ответственности были привлечены 31 тыс. должностных лиц <1>. В последующие годы эти показатели увеличились. Так, в 2019 году выявлено уже более 186 тыс. нарушений, принесено более 30 тыс. протестов и внесено более 46 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 32 712 должностных лиц, к административной ответственности - 7 172 должностных лица <2>. В 2020 году выявлено нарушений уже свыше 197 тыс., 53,4 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - 36,3 тыс., к административной ответственности - 7,3 тыс. должностных лиц <3>; в 2021 году - более 201 тыс. нарушений, 55 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - около 37,4 тыс., к административной ответственности - 8,3 тыс. должностных лиц <4>. В этих условиях государство должно обеспечить защиту соответствующих прав.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Так, за 2018 год органы прокуратуры выявили более 181,3 тыс. нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в адрес соответствующих органов и должностных лиц внесено 28,5 тыс. протестов и 45 тыс. представлений, по материалам прокуроров к дисциплинарной ответственности были привлечены 31 тыс. должностных лиц <1>. В последующие годы эти показатели увеличились. Так, в 2019 году выявлено уже более 186 тыс. нарушений, принесено более 30 тыс. протестов и внесено более 46 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 32 712 должностных лиц, к административной ответственности - 7 172 должностных лица <2>. В 2020 году выявлено нарушений уже свыше 197 тыс., 53,4 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - 36,3 тыс., к административной ответственности - 7,3 тыс. должностных лиц <3>; в 2021 году - более 201 тыс. нарушений, 55 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - около 37,4 тыс., к административной ответственности - 8,3 тыс. должностных лиц <4>. В этих условиях государство должно обеспечить защиту соответствующих прав.
Статья: Применение органами прокуратуры уголовно-процессуального требования об устранении нарушений федерального законодательства
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Из указанных 1 968 требований рассмотрено 1 859, удовлетворено 1 857. По результатам рассмотрения всех актов прокурорского реагирования (требований, представлений, информаций) к дисциплинарной ответственности привлечено 2 679 должностных лиц органов следствия и дознания.
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Из указанных 1 968 требований рассмотрено 1 859, удовлетворено 1 857. По результатам рассмотрения всех актов прокурорского реагирования (требований, представлений, информаций) к дисциплинарной ответственности привлечено 2 679 должностных лиц органов следствия и дознания.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Также в правоприменительной практике была выражена позиция, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. В 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации <45>. Вместе с тем имеются и диаметрально противоположные позиции по данному вопросу. Так, в другом деле Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что глава города в порядке контроля вправе проверить правильность и законность принимаемых нижестоящими должностными лицами решений, оспариваемое представление, в котором содержалось требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, прав и законных интересов заявителя не нарушает <46>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Также в правоприменительной практике была выражена позиция, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. В 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации <45>. Вместе с тем имеются и диаметрально противоположные позиции по данному вопросу. Так, в другом деле Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что глава города в порядке контроля вправе проверить правильность и законность принимаемых нижестоящими должностными лицами решений, оспариваемое представление, в котором содержалось требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, прав и законных интересов заявителя не нарушает <46>.
Статья: Принцип независимости прокуратуры Российской империи после судебной реформы 1864 г.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В военном ведомстве к дисциплинарной ответственности чины прокуратуры привлекались в порядке подчиненности вышестоящими прокурорами <10>. Военному и военно-морскому прокурорам предоставлялась дисциплинарная власть полкового и экипажного командира, а главным военному и военно-морскому прокурорам - власть начальника дивизии и главного управления морского министерства (ст. 179 Военно-судебного устава от 15 мая 1867 г. <11>, далее - ВСУ; ст. 176 Военно-морского судебного устава от 15 мая 1867 г. <12>, далее - ВМСУ). За преступления по службе чины прокуратуры предавались суду только по предложению военного министра или управляющего морским министерством: прокуроры и их помощники - постановлениями Главных военного и военно-морского судов, а главные военный и военно-морской прокуроры, их товарищи - властью императора.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В военном ведомстве к дисциплинарной ответственности чины прокуратуры привлекались в порядке подчиненности вышестоящими прокурорами <10>. Военному и военно-морскому прокурорам предоставлялась дисциплинарная власть полкового и экипажного командира, а главным военному и военно-морскому прокурорам - власть начальника дивизии и главного управления морского министерства (ст. 179 Военно-судебного устава от 15 мая 1867 г. <11>, далее - ВСУ; ст. 176 Военно-морского судебного устава от 15 мая 1867 г. <12>, далее - ВМСУ). За преступления по службе чины прокуратуры предавались суду только по предложению военного министра или управляющего морским министерством: прокуроры и их помощники - постановлениями Главных военного и военно-морского судов, а главные военный и военно-морской прокуроры, их товарищи - властью императора.
Статья: Допустимость применения представления об устранении нарушений закона при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Наличие же системных нарушений в деятельности поднадзорного органа предварительного расследования свидетельствует, по нашему мнению, о бездействии прокурора и об отсутствии действенного прокурорского надзора. В частности, в некоторых прокуратурах есть практика внесения представления об устранении нарушений закона в случае несвоевременного представления (непредставления) прокурору копий процессуальных документов, когда такое представление обязательно, или материалов уголовных дел с обвинительным заключением (актом, постановлением) спустя длительное время после их составления <8>. Однако подобная организация надзора, на наш взгляд, свидетельствует о нарушении, например, п. 1.13 Приказа N 544 в части обеспечения надзора за соблюдением предусмотренных ст. 6.1 УПК положений о разумном сроке уголовного судопроизводства и ориентирования руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Наличие же системных нарушений в деятельности поднадзорного органа предварительного расследования свидетельствует, по нашему мнению, о бездействии прокурора и об отсутствии действенного прокурорского надзора. В частности, в некоторых прокуратурах есть практика внесения представления об устранении нарушений закона в случае несвоевременного представления (непредставления) прокурору копий процессуальных документов, когда такое представление обязательно, или материалов уголовных дел с обвинительным заключением (актом, постановлением) спустя длительное время после их составления <8>. Однако подобная организация надзора, на наш взгляд, свидетельствует о нарушении, например, п. 1.13 Приказа N 544 в части обеспечения надзора за соблюдением предусмотренных ст. 6.1 УПК положений о разумном сроке уголовного судопроизводства и ориентирования руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования.
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)К примеру, в результате мониторинга данной системы вскрыты факты проведения региональным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства внеплановых проверок исполнения ранее выданного предписания без санкции прокурора. На основании представления прокурора результаты незаконных мероприятий отменены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)К примеру, в результате мониторинга данной системы вскрыты факты проведения региональным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства внеплановых проверок исполнения ранее выданного предписания без санкции прокурора. На основании представления прокурора результаты незаконных мероприятий отменены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.