Привлечение к административной ответственности кандидата в депутаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к административной ответственности кандидата в депутаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)1. Отсутствует согласие прокурора соответственно уровню выборов для привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты и прокурора субъекта РФ для привлечения члена избирательной комиссии, которые необходимы в силу п. 4 ст. 41 и п. 18 ст. 29 Закона N 67-ФЗ.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)1. Отсутствует согласие прокурора соответственно уровню выборов для привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты и прокурора субъекта РФ для привлечения члена избирательной комиссии, которые необходимы в силу п. 4 ст. 41 и п. 18 ст. 29 Закона N 67-ФЗ.
Статья: Особенности производства по делам об административных правонарушениях в контексте реализации принципа равенства при привлечении к административной ответственности
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона N 20-ФЗ <17> зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы привлекается к административной ответственности в общем порядке. Исключение составляют случаи, когда административное наказание относится к компетенции судьи, что возможно только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Каких-либо изъятий на применение к рассматриваемому субъекту мер обеспечения производства закон не содержит.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона N 20-ФЗ <17> зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы привлекается к административной ответственности в общем порядке. Исключение составляют случаи, когда административное наказание относится к компетенции судьи, что возможно только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Каких-либо изъятий на применение к рассматриваемому субъекту мер обеспечения производства закон не содержит.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Судом установлено, что Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось и вступило в законную силу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Судом установлено, что Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось и вступило в законную силу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1995 N 16-П
"По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года"Для депутатов и кандидатов в депутаты в органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общий принцип гарантий их деятельности, в том числе в связи с привлечением к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в определенной степени уже урегулирован федеральным законом. Так, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке; при даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (часть пятая статьи 22). Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (часть седьмая статьи 18).
"По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года"Для депутатов и кандидатов в депутаты в органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общий принцип гарантий их деятельности, в том числе в связи с привлечением к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в определенной степени уже урегулирован федеральным законом. Так, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке; при даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (часть пятая статьи 22). Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (часть седьмая статьи 18).
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Об участии в рассмотрении дел в отношении лиц с особым статусом КоАП РФ не упоминает. Однако Приказ Генерального прокурора РФ от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" в п. 2.7 устанавливает обязанность прокуроров участвовать в рассмотрении судами дел в отношении лиц, указанных в подп. 1.2.1 - 1.2.4 Приказа: судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в президенты, в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, в депутаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и др. (далее также - лица с особым правовым статусом), независимо от того, кем возбуждено дело.
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Об участии в рассмотрении дел в отношении лиц с особым статусом КоАП РФ не упоминает. Однако Приказ Генерального прокурора РФ от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" в п. 2.7 устанавливает обязанность прокуроров участвовать в рассмотрении судами дел в отношении лиц, указанных в подп. 1.2.1 - 1.2.4 Приказа: судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в президенты, в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, в депутаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и др. (далее также - лица с особым правовым статусом), независимо от того, кем возбуждено дело.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При выдвижении кандидатов в депутаты в производственных коллективах личность оценивали по труду и внешним параметрам поведения, предполагалось, что человек "порядочный", передовик производства, "серьезный", непьющий заслуживает доверия, пользуется авторитетом. Но как поступать, когда объявился самовыдвиженец, неплохо выступает, "заговаривает зубы" избирателям, они его выдвигают кандидатом, а потом становится "случайно" известно, что не такой уж он и достойный человек, к административной, а то и уголовной ответственности привлекался, плохо себя ведет в семье, в быту и т.д.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При выдвижении кандидатов в депутаты в производственных коллективах личность оценивали по труду и внешним параметрам поведения, предполагалось, что человек "порядочный", передовик производства, "серьезный", непьющий заслуживает доверия, пользуется авторитетом. Но как поступать, когда объявился самовыдвиженец, неплохо выступает, "заговаривает зубы" избирателям, они его выдвигают кандидатом, а потом становится "случайно" известно, что не такой уж он и достойный человек, к административной, а то и уголовной ответственности привлекался, плохо себя ведет в семье, в быту и т.д.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме того, особого внимания заслуживают субъекты с особым статусом, которые, в отличие от организаторов, непосредственно реализуют свое субъективное (пассивное) право, и те, кто оказывает им помощь на официальном уровне. Например, санкцией ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ административная ответственность может быть возложена на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, или на иную выборную должность, на избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума и т.п. Данная группа обозначена как лица с особым статусом (участники) <9>, и для нее представляется обоснованным сделать автономный расчет "индекса защищенности".
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме того, особого внимания заслуживают субъекты с особым статусом, которые, в отличие от организаторов, непосредственно реализуют свое субъективное (пассивное) право, и те, кто оказывает им помощь на официальном уровне. Например, санкцией ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ административная ответственность может быть возложена на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, или на иную выборную должность, на избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума и т.п. Данная группа обозначена как лица с особым статусом (участники) <9>, и для нее представляется обоснованным сделать автономный расчет "индекса защищенности".
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В свете проблем, связанных с порядком привлечения депутатов к административной ответственности, мы можем согласиться с мнением А.Н. Гуторовой, которая утверждает, что этот вопрос уже обсуждался в научных кругах, но изменения в ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов и кандидатов в депутаты не были внесены в 2020 г. при принятии поправок <12>.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В свете проблем, связанных с порядком привлечения депутатов к административной ответственности, мы можем согласиться с мнением А.Н. Гуторовой, которая утверждает, что этот вопрос уже обсуждался в научных кругах, но изменения в ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов и кандидатов в депутаты не были внесены в 2020 г. при принятии поправок <12>.