Привлечение к административной ответственности кандидата в депутаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к административной ответственности кандидата в депутаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)1. Отсутствует согласие прокурора соответственно уровню выборов для привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты и прокурора субъекта РФ для привлечения члена избирательной комиссии, которые необходимы в силу п. 4 ст. 41 и п. 18 ст. 29 Закона N 67-ФЗ.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)1. Отсутствует согласие прокурора соответственно уровню выборов для привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты и прокурора субъекта РФ для привлечения члена избирательной комиссии, которые необходимы в силу п. 4 ст. 41 и п. 18 ст. 29 Закона N 67-ФЗ.
Статья: Особенности производства по делам об административных правонарушениях в контексте реализации принципа равенства при привлечении к административной ответственности
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона N 20-ФЗ <17> зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы привлекается к административной ответственности в общем порядке. Исключение составляют случаи, когда административное наказание относится к компетенции судьи, что возможно только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Каких-либо изъятий на применение к рассматриваемому субъекту мер обеспечения производства закон не содержит.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона N 20-ФЗ <17> зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы привлекается к административной ответственности в общем порядке. Исключение составляют случаи, когда административное наказание относится к компетенции судьи, что возможно только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Каких-либо изъятий на применение к рассматриваемому субъекту мер обеспечения производства закон не содержит.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
(ред. от 04.11.2025)1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Судом установлено, что Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось и вступило в законную силу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Судом установлено, что Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось и вступило в законную силу.
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Об участии в рассмотрении дел в отношении лиц с особым статусом КоАП РФ не упоминает. Однако Приказ Генерального прокурора РФ от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" в п. 2.7 устанавливает обязанность прокуроров участвовать в рассмотрении судами дел в отношении лиц, указанных в подп. 1.2.1 - 1.2.4 Приказа: судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в президенты, в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, в депутаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и др. (далее также - лица с особым правовым статусом), независимо от того, кем возбуждено дело.
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Об участии в рассмотрении дел в отношении лиц с особым статусом КоАП РФ не упоминает. Однако Приказ Генерального прокурора РФ от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" в п. 2.7 устанавливает обязанность прокуроров участвовать в рассмотрении судами дел в отношении лиц, указанных в подп. 1.2.1 - 1.2.4 Приказа: судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в президенты, в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, в депутаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и др. (далее также - лица с особым правовым статусом), независимо от того, кем возбуждено дело.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме того, особого внимания заслуживают субъекты с особым статусом, которые, в отличие от организаторов, непосредственно реализуют свое субъективное (пассивное) право, и те, кто оказывает им помощь на официальном уровне. Например, санкцией ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ административная ответственность может быть возложена на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, или на иную выборную должность, на избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума и т.п. Данная группа обозначена как лица с особым статусом (участники) <9>, и для нее представляется обоснованным сделать автономный расчет "индекса защищенности".
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме того, особого внимания заслуживают субъекты с особым статусом, которые, в отличие от организаторов, непосредственно реализуют свое субъективное (пассивное) право, и те, кто оказывает им помощь на официальном уровне. Например, санкцией ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ административная ответственность может быть возложена на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, или на иную выборную должность, на избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума и т.п. Данная группа обозначена как лица с особым статусом (участники) <9>, и для нее представляется обоснованным сделать автономный расчет "индекса защищенности".
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При выдвижении кандидатов в депутаты в производственных коллективах личность оценивали по труду и внешним параметрам поведения, предполагалось, что человек "порядочный", передовик производства, "серьезный", непьющий заслуживает доверия, пользуется авторитетом. Но как поступать, когда объявился самовыдвиженец, неплохо выступает, "заговаривает зубы" избирателям, они его выдвигают кандидатом, а потом становится "случайно" известно, что не такой уж он и достойный человек, к административной, а то и уголовной ответственности привлекался, плохо себя ведет в семье, в быту и т.д.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)При выдвижении кандидатов в депутаты в производственных коллективах личность оценивали по труду и внешним параметрам поведения, предполагалось, что человек "порядочный", передовик производства, "серьезный", непьющий заслуживает доверия, пользуется авторитетом. Но как поступать, когда объявился самовыдвиженец, неплохо выступает, "заговаривает зубы" избирателям, они его выдвигают кандидатом, а потом становится "случайно" известно, что не такой уж он и достойный человек, к административной, а то и уголовной ответственности привлекался, плохо себя ведет в семье, в быту и т.д.
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В свете проблем, связанных с порядком привлечения депутатов к административной ответственности, мы можем согласиться с мнением А.Н. Гуторовой, которая утверждает, что этот вопрос уже обсуждался в научных кругах, но изменения в ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов и кандидатов в депутаты не были внесены в 2020 г. при принятии поправок <12>.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В свете проблем, связанных с порядком привлечения депутатов к административной ответственности, мы можем согласиться с мнением А.Н. Гуторовой, которая утверждает, что этот вопрос уже обсуждался в научных кругах, но изменения в ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов и кандидатов в депутаты не были внесены в 2020 г. при принятии поправок <12>.