Привлечение физического лица к административной ответственности как индивидуального предпринимателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение физического лица к административной ответственности как индивидуального предпринимателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Упомянутые положения параграфа 2 главы 25 АПК РФ и главы 30 КоАП РФ не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов по вопросам привлечения к административной ответственности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.2 "Виды административных наказаний" КоАП РФ"Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Физлицо (не ИП) применяет НПД и оказывает услуги, в том числе совершает сделки по перепродаже товаров не собственного производства. Могут ли его привлечь к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)Ответ: Физическое лицо, плательщик НПД, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перепродаже товаров, утрачивает право на применение НПД. Кроме того, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)Ответ: Физическое лицо, плательщик НПД, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перепродаже товаров, утрачивает право на применение НПД. Кроме того, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Статья: Административная ответственность за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Оскорбление относится к одному из наиболее распространенных административных правонарушений. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, только в 2021 г. по ст. 5.61 КоАП РФ судьями рассмотрено 15 929 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 13 154 лица, из них юридических лиц - 6, должностных лиц - 50, индивидуальных предпринимателей - 8, иных физических лиц - 13 090, в отношении 1 033 лиц производство по делу прекращено. Общая сумма наложенных административных штрафов по вступившим в законную силу постановлениям составила 30 693 002 руб. <6>
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Оскорбление относится к одному из наиболее распространенных административных правонарушений. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, только в 2021 г. по ст. 5.61 КоАП РФ судьями рассмотрено 15 929 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 13 154 лица, из них юридических лиц - 6, должностных лиц - 50, индивидуальных предпринимателей - 8, иных физических лиц - 13 090, в отношении 1 033 лиц производство по делу прекращено. Общая сумма наложенных административных штрафов по вступившим в законную силу постановлениям составила 30 693 002 руб. <6>
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Поскольку в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган не воспользовался своими полномочиями на передачу дела об административном правонарушении на рассмотрение в арбитражный суд, то упомянутое постановление о привлечении к административной ответственности могло быть обжаловано в арбитражный суд только по правилам гл. 30 КоАП РФ и параграфа 2 гл. 25 АПК РФ, положения которых не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Поскольку в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган не воспользовался своими полномочиями на передачу дела об административном правонарушении на рассмотрение в арбитражный суд, то упомянутое постановление о привлечении к административной ответственности могло быть обжаловано в арбитражный суд только по правилам гл. 30 КоАП РФ и параграфа 2 гл. 25 АПК РФ, положения которых не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Действительно, нормы административного права регулируют поведение субъектов права как в рамках возникающих соответствующих правоотношений, так и вне их. Однако, как было отмечено выше, поведение, то есть действия и бездействие субъектов права, на которое воздействуют административно-правовые нормы и в ходе которого возникают и (или) реализуются субъективные административные права и обязанности, образует содержание административных правоотношений. В этой связи содержание правоотношения не может совпадать с его объектом. Объектом административного правоотношения, как и любого другого правоотношения, с нашей точки зрения, выступает тот юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), по поводу и в целях урегулирования (разрешения) которого (которой) возникает соответствующее правоотношение и на урегулирование (разрешение) которого (которой) направлены действия субъектов данного правоотношения. Объектом любого административного правоотношения является административный юридико-фактический вопрос (административная юридико-фактическая ситуация), то есть вопрос (ситуация), возникающий в административно-публичной сфере, для урегулирования (разрешения) которого необходима реализация соответствующих норм административного права с применением в определенных случаях административно-процессуальных норм. К числу административных юридико-фактических вопросов (юридико-фактических ситуаций), выступающих объектами соответствующих административных правоотношений, можно, в частности, отнести вопросы оказания физическому лицу или организации той или иной государственной услуги, проведения проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. При этом все такие вопросы (ситуации) представляется возможным классифицировать в зависимости от их характера и особенностей правового урегулирования (разрешения) следующим образом:
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Действительно, нормы административного права регулируют поведение субъектов права как в рамках возникающих соответствующих правоотношений, так и вне их. Однако, как было отмечено выше, поведение, то есть действия и бездействие субъектов права, на которое воздействуют административно-правовые нормы и в ходе которого возникают и (или) реализуются субъективные административные права и обязанности, образует содержание административных правоотношений. В этой связи содержание правоотношения не может совпадать с его объектом. Объектом административного правоотношения, как и любого другого правоотношения, с нашей точки зрения, выступает тот юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), по поводу и в целях урегулирования (разрешения) которого (которой) возникает соответствующее правоотношение и на урегулирование (разрешение) которого (которой) направлены действия субъектов данного правоотношения. Объектом любого административного правоотношения является административный юридико-фактический вопрос (административная юридико-фактическая ситуация), то есть вопрос (ситуация), возникающий в административно-публичной сфере, для урегулирования (разрешения) которого необходима реализация соответствующих норм административного права с применением в определенных случаях административно-процессуальных норм. К числу административных юридико-фактических вопросов (юридико-фактических ситуаций), выступающих объектами соответствующих административных правоотношений, можно, в частности, отнести вопросы оказания физическому лицу или организации той или иной государственной услуги, проведения проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. При этом все такие вопросы (ситуации) представляется возможным классифицировать в зависимости от их характера и особенностей правового урегулирования (разрешения) следующим образом:
Статья: Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Действительно, нормы административного права регулируют поведение субъектов права как в рамках возникающих соответствующих правоотношений, так и вне их. Однако, с нашей точки зрения, поведение, то есть действия и бездействие субъектов права, на которое воздействуют административно-правовые нормы и в ходе которого возникают и (или) реализуются субъективные административные права и обязанности, образует содержание административных правоотношений. В этой связи содержание правоотношения не может совпадать с его объектом. Представляется, что объектом административного правоотношения, как и любого другого правоотношения, выступает тот юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), по поводу и в целях урегулирования (решения) которого (которой) возникает соответствующее правоотношение и на урегулирование (разрешение) которого (которой) направлены действия субъектов данного правоотношения. Объектом любого административного правоотношения является административный юридико-фактический вопрос (административная юридико-фактическая ситуация), то есть вопрос (ситуация), возникающий в административно-публичной сфере, для урегулирования (решения) которого необходима реализация соответствующих норм административного права с применением в определенных случаях административно-процессуальных норм. К числу административных юридико-фактических вопросов (юридико-фактических ситуаций), выступающих объектами соответствующих административных правоотношений, можно, в частности, отнести вопросы оказания физическому лицу или организации той или иной государственной услуги, проведения проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. При этом все такие вопросы (ситуации) представляется возможным классифицировать в зависимости от их характера и особенностей правового урегулирования (решения) следующим образом:
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Действительно, нормы административного права регулируют поведение субъектов права как в рамках возникающих соответствующих правоотношений, так и вне их. Однако, с нашей точки зрения, поведение, то есть действия и бездействие субъектов права, на которое воздействуют административно-правовые нормы и в ходе которого возникают и (или) реализуются субъективные административные права и обязанности, образует содержание административных правоотношений. В этой связи содержание правоотношения не может совпадать с его объектом. Представляется, что объектом административного правоотношения, как и любого другого правоотношения, выступает тот юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), по поводу и в целях урегулирования (решения) которого (которой) возникает соответствующее правоотношение и на урегулирование (разрешение) которого (которой) направлены действия субъектов данного правоотношения. Объектом любого административного правоотношения является административный юридико-фактический вопрос (административная юридико-фактическая ситуация), то есть вопрос (ситуация), возникающий в административно-публичной сфере, для урегулирования (решения) которого необходима реализация соответствующих норм административного права с применением в определенных случаях административно-процессуальных норм. К числу административных юридико-фактических вопросов (юридико-фактических ситуаций), выступающих объектами соответствующих административных правоотношений, можно, в частности, отнести вопросы оказания физическому лицу или организации той или иной государственной услуги, проведения проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. При этом все такие вопросы (ситуации) представляется возможным классифицировать в зависимости от их характера и особенностей правового урегулирования (решения) следующим образом:
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности по уплате налогов в установленный срок
(КонсультантПлюс, 2025)ИП к административной ответственности не привлекают (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Их привлекают к налоговой ответственности. Иначе получится, что за одно и то же нарушение физлицо накажут дважды - по НК РФ и по КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)ИП к административной ответственности не привлекают (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Их привлекают к налоговой ответственности. Иначе получится, что за одно и то же нарушение физлицо накажут дважды - по НК РФ и по КоАП РФ.
Готовое решение: Как заполнить платежное поручение на уплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 8 приведите полное или сокращенное название организации (обособленного подразделения), если к административной ответственности привлекли ее.
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 8 приведите полное или сокращенное название организации (обособленного подразделения), если к административной ответственности привлекли ее.
Статья: Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 274.2 УК РФ: комментарий новеллы
(Харламова А.А., Щетинина Н.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Стоит обратить внимание на то, что к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 13.42.1 КоАП РФ может быть привлечено должностное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Причем назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ). Если юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, то к ответственности может быть привлечено только должностное лицо, допустившее нарушение.
(Харламова А.А., Щетинина Н.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Стоит обратить внимание на то, что к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 13.42.1 КоАП РФ может быть привлечено должностное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Причем назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ). Если юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, то к ответственности может быть привлечено только должностное лицо, допустившее нарушение.
Статья: Предупреждение националистических и экстремистских проявлений: пилотное исследование судебной практики применения ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Ни в одном деле, попавшем в нашу выборку, не принимал участия законный представитель привлеченного к административной ответственности лица. Это обусловлено рядом обстоятельств. К ответственности по изученным делам не привлекались юридические лица (что исключало участие законного представителя юридического лица). Все привлеченные к ответственности физические лица и индивидуальный предприниматель являлись совершеннолетними, дееспособными и физически состоятельными субъектами, что исключало привлечение в дело законных представителей физического лица. Ну а должностные лица (таковые в изученных делах не фигурируют) по определению не могут иметь законных представителей.
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Ни в одном деле, попавшем в нашу выборку, не принимал участия законный представитель привлеченного к административной ответственности лица. Это обусловлено рядом обстоятельств. К ответственности по изученным делам не привлекались юридические лица (что исключало участие законного представителя юридического лица). Все привлеченные к ответственности физические лица и индивидуальный предприниматель являлись совершеннолетними, дееспособными и физически состоятельными субъектами, что исключало привлечение в дело законных представителей физического лица. Ну а должностные лица (таковые в изученных делах не фигурируют) по определению не могут иметь законных представителей.
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд (п. 7 Процессуальных вопросов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд (п. 7 Процессуальных вопросов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связиСложившаяся судебная практика подтверждает, что получение лицензии необходимо, поскольку в данном случае физическим лицам предоставляются телематические услуги связи. В отсутствие лицензии владелец интернет-кафе или интернет-клуба (организация или индивидуальный предприниматель) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Нужно ли организации применять ККТ при безналичных расчетах с покупателями (клиентами)
(КонсультантПлюс, 2025)Если кассовый чек вы формируете и направляете покупателю (клиенту) с его согласия в электронной форме, его можно не печатать на бумажном носителе (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 30-01-15/8660, ФНС России от 29.04.2022 N АБ-4-20/5392@). Но если покупатель (клиент) требует распечатать кассовый чек на бумаге, вы обязаны это сделать. В противном случае вас привлекут к административной ответственности (Письмо ФНС России от 24.03.2022 N АБ-3-20/2677@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если кассовый чек вы формируете и направляете покупателю (клиенту) с его согласия в электронной форме, его можно не печатать на бумажном носителе (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 30-01-15/8660, ФНС России от 29.04.2022 N АБ-4-20/5392@). Но если покупатель (клиент) требует распечатать кассовый чек на бумаге, вы обязаны это сделать. В противном случае вас привлекут к административной ответственности (Письмо ФНС России от 24.03.2022 N АБ-3-20/2677@).
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из этих положений закона в их взаимосвязи следует, что предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином от своего имени, законодатель не разграничивает наименование физического лица и индивидуального предпринимателя.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из этих положений закона в их взаимосвязи следует, что предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином от своего имени, законодатель не разграничивает наименование физического лица и индивидуального предпринимателя.