Приостановление действия ненормативного правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление действия ненормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 97 "Отмена обеспечения иска арбитражным судом" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ"Поэтому судами сделан обоснованный вывод, что принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта в полном его объеме исключает возможность совершения налоговым органом действий, направленных не только на взыскание указанных в нем налогов, но и соответствующих им пеней, исчисление которых также предусмотрено приостановленным ненормативным правовым актом. Запрет на совершение действий, основанных на оспариваемом акте, как верно отметили суды, установлен также и положениями подпункта 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ, согласно которым сумма пени, указанная в решении налогового органа (или, что равнозначно, определенная к исчислению), в случае принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) в совокупной обязанности не учитывается."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приостановление действия решений налоговых органов о принятии обеспечительных мер
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) арбитражное процессуальное законодательство не допускает принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов обеспечительного характера;
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) арбитражное процессуальное законодательство не допускает принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов обеспечительного характера;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 29 Постановления от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", следует, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в качестве меры предварительной защиты следует понимать запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 29 Постановления от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", следует, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в качестве меры предварительной защиты следует понимать запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"29. По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, частью 2 статьи 85, статьей 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, главой 7 КАС РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"29. По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, частью 2 статьи 85, статьей 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, главой 7 КАС РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.
Статья: Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России: правовые проблемы
(Лиликова О.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Р.З. Гайфутдинова и Л.Р. Яминова в качестве одной из проблем правового статуса региональных бизнес-омбудсменов выделяют невозможность принятия ими решений, обладающих императивным характером. В этой связи авторы предлагают предоставление права вынесения и применения мер реагирования, соразмерных совершенному нарушению <8>. На наш взгляд, не совсем точно утверждать, что они вовсе лишены подобного рода полномочий. Например, региональный бизнес-омбудсмен вправе приостановить действие ненормативного правового акта органа местного самоуправления путем вынесения соответствующего предписания. С другой же стороны, действительно, расширение перечня полномочий императивного характера целесообразно. По мнению А.Л. Белоусова, ввиду недостаточности эффективных рычагов воздействия региональные бизнес-омбудсмены гарантируют защиту прав и законных интересов предпринимателей не столько путем осуществления предоставленных ему полномочий, сколько влиянием своего авторитета <9>. Например, он вправе обратиться в суд с иском в целях защиты прав и законных интересов группы предпринимателей. Однако в то же время они могут сделать это и без посторонней помощи. В этой связи, как отмечает автор, есть косвенное признание того, что участие в судебном разбирательстве регионального бизнес-омбудсмена гарантирует принятие судом решения в пользу предпринимателя.
(Лиликова О.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Р.З. Гайфутдинова и Л.Р. Яминова в качестве одной из проблем правового статуса региональных бизнес-омбудсменов выделяют невозможность принятия ими решений, обладающих императивным характером. В этой связи авторы предлагают предоставление права вынесения и применения мер реагирования, соразмерных совершенному нарушению <8>. На наш взгляд, не совсем точно утверждать, что они вовсе лишены подобного рода полномочий. Например, региональный бизнес-омбудсмен вправе приостановить действие ненормативного правового акта органа местного самоуправления путем вынесения соответствующего предписания. С другой же стороны, действительно, расширение перечня полномочий императивного характера целесообразно. По мнению А.Л. Белоусова, ввиду недостаточности эффективных рычагов воздействия региональные бизнес-омбудсмены гарантируют защиту прав и законных интересов предпринимателей не столько путем осуществления предоставленных ему полномочий, сколько влиянием своего авторитета <9>. Например, он вправе обратиться в суд с иском в целях защиты прав и законных интересов группы предпринимателей. Однако в то же время они могут сделать это и без посторонней помощи. В этой связи, как отмечает автор, есть косвенное признание того, что участие в судебном разбирательстве регионального бизнес-омбудсмена гарантирует принятие судом решения в пользу предпринимателя.
Статья: Средства государственной правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного <61>;
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного <61>;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае заявление о приостановлении действия спорного ненормативного правового акта было признано судом первой инстанции обоснованным.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае заявление о приостановлении действия спорного ненормативного правового акта было признано судом первой инстанции обоснованным.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС отменил состоявшиеся по делу судебные акты и разъяснил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) понимается запрет исполнения действий, предусмотренных этим актом (решением). При этом суд сослался на разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в п. 29 Постановления от 12.10.2006 N 55. Значит, у инспекции не было оснований для совершения действий, предусмотренных решением по проверке. Однако в решении такая мера, как направление материалов в следственные органы, не поименована. Следовательно, на данные действия запрет не распространяется. Поэтому выводы судов о том, что судебным актом о принятии обеспечительных мер запрещается также направление материалов проверки в следственные органы, ФАС признал ошибочными.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС отменил состоявшиеся по делу судебные акты и разъяснил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) понимается запрет исполнения действий, предусмотренных этим актом (решением). При этом суд сослался на разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в п. 29 Постановления от 12.10.2006 N 55. Значит, у инспекции не было оснований для совершения действий, предусмотренных решением по проверке. Однако в решении такая мера, как направление материалов в следственные органы, не поименована. Следовательно, на данные действия запрет не распространяется. Поэтому выводы судов о том, что судебным актом о принятии обеспечительных мер запрещается также направление материалов проверки в следственные органы, ФАС признал ошибочными.
Статья: Практические аспекты реализации законодательных гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)- выносить предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Такие предписания подлежат немедленному исполнению. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)- выносить предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Такие предписания подлежат немедленному исполнению. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Прежде всего, необходимо отметить, что, к сожалению, на федеральном уровне не установлены единые правила введения в действие, исполнения, приостановления и прекращения действия ненормативных правовых актов, в том числе и актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Прежде всего, необходимо отметить, что, к сожалению, на федеральном уровне не установлены единые правила введения в действие, исполнения, приостановления и прекращения действия ненормативных правовых актов, в том числе и актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Отменяется ли решение о приостановлении операций по счетам, если суд принял обеспечительные меры, приостановив решение о привлечении к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершать действия, предусмотренные данным актом (решением). Ранее аналогичное положение содержалось в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55.
Отменяется ли решение о приостановлении операций по счетам, если суд принял обеспечительные меры, приостановив решение о привлечении к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершать действия, предусмотренные данным актом (решением). Ранее аналогичное положение содержалось в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55.