Приобретение доли в уставном капитале иностранным гражданином
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение доли в уставном капитале иностранным гражданином (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Суды сочли предъявленный иск обоснованным ввиду следующего: приобретение иностранными гражданами доли в уставном капитале российского хозяйственного общества в порядке наследования является прямой иностранной инвестицией. Российская коммерческая организация, согласно п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, получает статус организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. Федеральными законами для иностранных инвесторов могут быть установлены изъятия ограничительного характера в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). Такой "особый режим" предусматривает ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <1>, в рамках которой введены ограничения, в том числе на создание организаций, учредителями которых являются, в частности, иностранные граждане. Создание на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями допускается в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, указанных в федеральных законах. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" <2> установлено, что при создании организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО ее учредитель представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной форме. Копия этого заявления направляется для согласования в правоохранительные органы (ФСБ России и МВД России), которые принимают решение о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО или об отказе в ее создании.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Суды сочли предъявленный иск обоснованным ввиду следующего: приобретение иностранными гражданами доли в уставном капитале российского хозяйственного общества в порядке наследования является прямой иностранной инвестицией. Российская коммерческая организация, согласно п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, получает статус организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. Федеральными законами для иностранных инвесторов могут быть установлены изъятия ограничительного характера в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). Такой "особый режим" предусматривает ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <1>, в рамках которой введены ограничения, в том числе на создание организаций, учредителями которых являются, в частности, иностранные граждане. Создание на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями допускается в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, указанных в федеральных законах. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" <2> установлено, что при создании организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО ее учредитель представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной форме. Копия этого заявления направляется для согласования в правоохранительные органы (ФСБ России и МВД России), которые принимают решение о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории ЗАТО или об отказе в ее создании.
Готовое решение: Как создать коммерческую организацию с иностранными инвестициями
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, то есть с прямым участием иностранных граждан или юрлиц, при котором они приобретают не менее 10 процентов долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале вновь создаваемой организации, не отличается от общего порядка. Но для государственной регистрации такой организации потребуются дополнительные документы, которые необходимо предварительно легализовать и перевести на русский язык.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, то есть с прямым участием иностранных граждан или юрлиц, при котором они приобретают не менее 10 процентов долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале вновь создаваемой организации, не отличается от общего порядка. Но для государственной регистрации такой организации потребуются дополнительные документы, которые необходимо предварительно легализовать и перевести на русский язык.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24
"О применении норм международного частного права судами Российской Федерации"К нормам непосредственного применения по смыслу статьи 1192 ГК РФ относятся только такие императивные нормы, которые вследствие указания в них самих или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Императивная норма права имеет особое значение и относится к нормам непосредственного применения, если она имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства. Например, к числу норм непосредственного применения относятся положения российского законодательства, устанавливающие ограничения оборотоспособности определенных объектов гражданских прав (в частности, на приобретение иностранными лицами в предусмотренных законом случаях земельных участков, акций и долей в уставных капиталах определенных хозяйственных обществ и др.), определяющие обстоятельства, препятствующие заключению брака иностранным гражданином на территории Российской Федерации (статья 14, пункт 2 статьи 156 СК РФ). В силу прямого указания закона к числу норм непосредственного применения относятся положения пункта 2 статьи 414 КТМ РФ, согласно которым наличие соглашения сторон о выборе применимого права не может повлечь устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с КТМ РФ перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.
"О применении норм международного частного права судами Российской Федерации"К нормам непосредственного применения по смыслу статьи 1192 ГК РФ относятся только такие императивные нормы, которые вследствие указания в них самих или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Императивная норма права имеет особое значение и относится к нормам непосредственного применения, если она имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства. Например, к числу норм непосредственного применения относятся положения российского законодательства, устанавливающие ограничения оборотоспособности определенных объектов гражданских прав (в частности, на приобретение иностранными лицами в предусмотренных законом случаях земельных участков, акций и долей в уставных капиталах определенных хозяйственных обществ и др.), определяющие обстоятельства, препятствующие заключению брака иностранным гражданином на территории Российской Федерации (статья 14, пункт 2 статьи 156 СК РФ). В силу прямого указания закона к числу норм непосредственного применения относятся положения пункта 2 статьи 414 КТМ РФ, согласно которым наличие соглашения сторон о выборе применимого права не может повлечь устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с КТМ РФ перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
Статья: Выплата действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
(Лаптев В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Налогообложение суммы выплаты действительной стоимости доли является предметом отдельного исследования. Следует лишь упомянуть, что для граждан РФ ставка НДФЛ составляет 13%, а для иностранцев - 30%. При этом налогооблагаемой базой выступает действительная стоимость доли за вычетом расходов на ее приобретение либо формирование уставного капитала (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). При владении более 5 лет долей в уставном капитале граждане освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (п. 17.2 ст. 217 НК РФ), а юридические лица - от налога на прибыль организаций (ст. 284.2 НК РФ).
(Лаптев В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Налогообложение суммы выплаты действительной стоимости доли является предметом отдельного исследования. Следует лишь упомянуть, что для граждан РФ ставка НДФЛ составляет 13%, а для иностранцев - 30%. При этом налогооблагаемой базой выступает действительная стоимость доли за вычетом расходов на ее приобретение либо формирование уставного капитала (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). При владении более 5 лет долей в уставном капитале граждане освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (п. 17.2 ст. 217 НК РФ), а юридические лица - от налога на прибыль организаций (ст. 284.2 НК РФ).
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо вышеуказанных правил о преимущественном праве на покупку, п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, - данный размер устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо вышеуказанных правил о преимущественном праве на покупку, п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, - данный размер устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7. Частью 9 настоящей статьи предусматривается, что организации, иностранные юридические лица, российские юридические лица, доля иностранного участия в уставном капитале которых составляет более 20%, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, а также иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, имеющие гражданство другого государства, не вправе устанавливать любые формы контроля над уполномоченной организацией по обеспечению распространения телеканалов в сети Интернет, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать ее деятельность, а также фактически определять принимаемые ею решения.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)7. Частью 9 настоящей статьи предусматривается, что организации, иностранные юридические лица, российские юридические лица, доля иностранного участия в уставном капитале которых составляет более 20%, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, а также иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, имеющие гражданство другого государства, не вправе устанавливать любые формы контроля над уполномоченной организацией по обеспечению распространения телеканалов в сети Интернет, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать ее деятельность, а также фактически определять принимаемые ею решения.
Статья: Принципы определения сверхимперативных норм в спорах с участием иностранного элемента
(Стальнова М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" (далее - Постановление N 24) Верховный Суд РФ дал относительную конкретизацию статьи 1192 ГК РФ. В пункте 10 Постановления Верховный Суд РФ приводит характеристику данных норм, которая по своему объему дает чуть больше понимания, нежели сама статья 1192, а также приводит несколько примеров норм, которые следует считать сверхимперативными. Перечень примеров не является закрытым. Дополнением статьи 1192 ГК РФ является указание на то, что норма непосредственного применения "имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства". Данная формулировка в статье 1192 ГК РФ отсутствует. В качестве примеров сверхимперативных норм Верховный Суд РФ приводит следующие: "...положения российского законодательства, устанавливающие ограничения оборотоспособности определенных объектов гражданских прав (в частности, на приобретение иностранными лицами в предусмотренных законом случаях земельных участков, акций и долей в уставных капиталах определенных хозяйственных обществ и др.), определяющие обстоятельства, препятствующие заключению брака иностранным гражданином на территории Российской Федерации (статья 14, пункт 2 статьи 156 СК РФ)... к числу норм непосредственного применения относятся положения пункта 2 статьи 414 КТМ РФ...". Поскольку, как ранее было отмечено, данный перечень не является закрытым, то во всех остальных случаях суды должны самостоятельно по своему усмотрению определять нормы непосредственного применения и заменять ими нормы применимого иностранного права.
(Стальнова М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" (далее - Постановление N 24) Верховный Суд РФ дал относительную конкретизацию статьи 1192 ГК РФ. В пункте 10 Постановления Верховный Суд РФ приводит характеристику данных норм, которая по своему объему дает чуть больше понимания, нежели сама статья 1192, а также приводит несколько примеров норм, которые следует считать сверхимперативными. Перечень примеров не является закрытым. Дополнением статьи 1192 ГК РФ является указание на то, что норма непосредственного применения "имеет своей основной целью защиту публичного интереса, связанного с основами построения экономической, политической или правовой системы государства". Данная формулировка в статье 1192 ГК РФ отсутствует. В качестве примеров сверхимперативных норм Верховный Суд РФ приводит следующие: "...положения российского законодательства, устанавливающие ограничения оборотоспособности определенных объектов гражданских прав (в частности, на приобретение иностранными лицами в предусмотренных законом случаях земельных участков, акций и долей в уставных капиталах определенных хозяйственных обществ и др.), определяющие обстоятельства, препятствующие заключению брака иностранным гражданином на территории Российской Федерации (статья 14, пункт 2 статьи 156 СК РФ)... к числу норм непосредственного применения относятся положения пункта 2 статьи 414 КТМ РФ...". Поскольку, как ранее было отмечено, данный перечень не является закрытым, то во всех остальных случаях суды должны самостоятельно по своему усмотрению определять нормы непосредственного применения и заменять ими нормы применимого иностранного права.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)- договор купли-продажи доли в уставном капитале российской организации заключен после 01.03.2022;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)- договор купли-продажи доли в уставном капитале российской организации заключен после 01.03.2022;