Принудительное прекращение права собственности на земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Принудительное прекращение права собственности на земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)1. Значение правового института принудительного прекращения
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)1. Значение правового института принудительного прекращения
Статья: Застраивать или не застраивать земельный участок? Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 года N 50-П
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)Более десяти лет назад ответ на него искал Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет по кодификации) <8>, отталкиваясь от анализа ст. 284 ГК РФ о принудительном прекращении права собственности на земельный участок в связи с его неиспользованием в течение определенного срока. Тогда Совет заключал, что этот институт присутствует в российском законодательстве со времен, когда гражданский оборот земельных участков как на уровне нормативно-правового регулирования, так и на практике был ограниченным. В тех обстоятельствах насущной задачей, требующей разрешения в законодательстве, было предотвращение спекуляции земельными участками, а также недопущение концентрации относительно крупных массивов участков в руках отдельных собственников, что в совокупности могло создавать препятствия для хозяйственного освоения участков заинтересованными лицами. В условиях ограничения оборота земельных участков законодатель не мог не оказывать противодействия подобным явлениям, вступавшим в противоречие с защищаемым законом интересом, что и породило концептуальные основания появления ст. 284 ГК РФ. Однако, по мнению Совета, на момент подготовки цитируемого экспертного заключения ситуация изменилась как в формально-юридической, так и в экономической ее составляющей. Так, земельные участки вовлечены в гражданский оборот активным образом, что не может не сказываться на снижении регулирующей роли государства, проявлением которой в свое время стали правила о возможности изъятия участка у собственника за его неиспользование. Поэтому пристального внимания и глубокого всестороннего анализа заслуживает вопрос о целесообразности сохранения в российском законодательстве самого института принудительного прекращения права собственности на земельный участок по мотивам его неиспользования.
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)Более десяти лет назад ответ на него искал Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет по кодификации) <8>, отталкиваясь от анализа ст. 284 ГК РФ о принудительном прекращении права собственности на земельный участок в связи с его неиспользованием в течение определенного срока. Тогда Совет заключал, что этот институт присутствует в российском законодательстве со времен, когда гражданский оборот земельных участков как на уровне нормативно-правового регулирования, так и на практике был ограниченным. В тех обстоятельствах насущной задачей, требующей разрешения в законодательстве, было предотвращение спекуляции земельными участками, а также недопущение концентрации относительно крупных массивов участков в руках отдельных собственников, что в совокупности могло создавать препятствия для хозяйственного освоения участков заинтересованными лицами. В условиях ограничения оборота земельных участков законодатель не мог не оказывать противодействия подобным явлениям, вступавшим в противоречие с защищаемым законом интересом, что и породило концептуальные основания появления ст. 284 ГК РФ. Однако, по мнению Совета, на момент подготовки цитируемого экспертного заключения ситуация изменилась как в формально-юридической, так и в экономической ее составляющей. Так, земельные участки вовлечены в гражданский оборот активным образом, что не может не сказываться на снижении регулирующей роли государства, проявлением которой в свое время стали правила о возможности изъятия участка у собственника за его неиспользование. Поэтому пристального внимания и глубокого всестороннего анализа заслуживает вопрос о целесообразности сохранения в российском законодательстве самого института принудительного прекращения права собственности на земельный участок по мотивам его неиспользования.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
(ред. от 31.07.2025)1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
Статья: Пожизненное наследуемое владение земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, после назначения административного наказания) (п. 1 ст. 54 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, после назначения административного наказания) (п. 1 ст. 54 ЗК РФ).
Статья: Публичные интересы в отношении земель сельскохозяйственных угодий
(Сырых Е.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Дополнительную угрозу для публичного интереса по сохранению возможности использования сельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции позволил выявить анализ судебной практики по спорам о принудительном прекращении права собственности на земельные участки сельскохозяйственных угодий, которые не использовались в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне опасного объекта (мусоросжигательного завода, кладбища и т.п.), возведенного или расширенного без учета последствий в виде невозможности использования сельскохозяйственных угодий <9>.
(Сырых Е.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Дополнительную угрозу для публичного интереса по сохранению возможности использования сельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции позволил выявить анализ судебной практики по спорам о принудительном прекращении права собственности на земельные участки сельскохозяйственных угодий, которые не использовались в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне опасного объекта (мусоросжигательного завода, кладбища и т.п.), возведенного или расширенного без учета последствий в виде невозможности использования сельскохозяйственных угодий <9>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения о принудительном прекращении права собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным статьями 296.4 и 296.5 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения о принудительном прекращении права собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным статьями 296.4 и 296.5 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в п. п. 2, 6.1 и 6.2 данной статьи 54 ЗК РФ (п. 1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в п. п. 2, 6.1 и 6.2 данной статьи 54 ЗК РФ (п. 1);
Статья: Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 6)Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника является одним из существующих принудительных способов прекращения права собственности на земельные участки. Согласимся с мнением Е.А. Гринь о том, что в настоящее время по-прежнему основания и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки детально земельным и гражданским законодательством не урегулированы и требуется корректировка правовых норм в целях их эффективного использования на практике <1>.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 6)Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника является одним из существующих принудительных способов прекращения права собственности на земельные участки. Согласимся с мнением Е.А. Гринь о том, что в настоящее время по-прежнему основания и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки детально земельным и гражданским законодательством не урегулированы и требуется корректировка правовых норм в целях их эффективного использования на практике <1>.
Статья: Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)<8> Кичко А.И. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 20.
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)<8> Кичко А.И. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 20.
Статья: О дуализме правовой природы изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд
(Золотов Л.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<3> См.: Ильюхин И.С. Защита прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 24; Кичко А.И. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 24.
(Золотов Л.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<3> См.: Ильюхин И.С. Защита прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 24; Кичко А.И. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 24.
Статья: Правовые последствия выявления объекта археологического наследия для собственника земельного участка
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Статья 240 ГК РФ предусматривает изъятие путем выкупа культурных ценностей у собственника, действия которого грозят утратой их ценности. Эти нормы конкретизированы более подробно в ст. 54 Закона об охране наследия. То есть механизм принудительного прекращения права собственности на земельный участок с археологическим памятником предусматривается только в случаях, если собственник или пользователь совершают действия, угрожающие сохранности объекта.
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Статья 240 ГК РФ предусматривает изъятие путем выкупа культурных ценностей у собственника, действия которого грозят утратой их ценности. Эти нормы конкретизированы более подробно в ст. 54 Закона об охране наследия. То есть механизм принудительного прекращения права собственности на земельный участок с археологическим памятником предусматривается только в случаях, если собственник или пользователь совершают действия, угрожающие сохранности объекта.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)В противном случае наличие самовольной постройки является основанием для принудительного прекращения права землевладения или землепользования, а также расторжения договора аренды земельного участка. В отношении собственников земельных участков, не исполнивших решение суда о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, действуют правила ст. 54.1 ЗК РФ, предусматривающие прекращение права собственности и продажу участка на торгах. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду вместе с находящейся на нем самовольной постройкой (п. 7.1 ст. 39.8 ЗК РФ). Однако в этом случае на арендатора возлагается дополнительная обязанность по сносу данной постройки либо по приведению ее в соответствие с установленными требованиями. Аналогичные требования предусмотрены для права безвозмездного пользования.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)В противном случае наличие самовольной постройки является основанием для принудительного прекращения права землевладения или землепользования, а также расторжения договора аренды земельного участка. В отношении собственников земельных участков, не исполнивших решение суда о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, действуют правила ст. 54.1 ЗК РФ, предусматривающие прекращение права собственности и продажу участка на торгах. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду вместе с находящейся на нем самовольной постройкой (п. 7.1 ст. 39.8 ЗК РФ). Однако в этом случае на арендатора возлагается дополнительная обязанность по сносу данной постройки либо по приведению ее в соответствие с установленными требованиями. Аналогичные требования предусмотрены для права безвозмездного пользования.