Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства

Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 Конституции РФ"Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства: налоговые аспекты
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
Статья: Уведомление о переходе на УСН: теория и практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)
Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда, в силу требований Конституции РФ применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 N 417-О, от 02.04.2015 N 583-О, Постановление от 15.02.2019 N 10-П).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)
В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).