Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 Конституции РФ"Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 Конституции РФ"Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (в частности, Постановления от 23.04.2004 N 9-П, от 24.05.2001 N 8-П, Определение от 05.11.2002 N 320-О).
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (в частности, Постановления от 23.04.2004 N 9-П, от 24.05.2001 N 8-П, Определение от 05.11.2002 N 320-О).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<1> См.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 160.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<1> См.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 160.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Между тем С. приводил доводы о том, что он родился в 1953 году, длительное время (с 1 января 2010 г., - т.е. более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере; его право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение пенсионным органом размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило его пенсионные права и повлияло на его материальное положение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Между тем С. приводил доводы о том, что он родился в 1953 году, длительное время (с 1 января 2010 г., - т.е. более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере; его право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение пенсионным органом размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило его пенсионные права и повлияло на его материальное положение.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<2> Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 9.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<2> Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 9.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Важным аспектом принципа правовой определенности является также вытекающее из него требование устойчивости (стабильности) правового статуса субъектов правоотношений. Согласно решениям Конституционного Суда РФ, внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям <1>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Важным аспектом принципа правовой определенности является также вытекающее из него требование устойчивости (стабильности) правового статуса субъектов правоотношений. Согласно решениям Конституционного Суда РФ, внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям <1>.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)<32> См.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 27.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)<32> См.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 27.
Статья: Уведомление о переходе на УСН: теория и практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда, в силу требований Конституции РФ применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 N 417-О, от 02.04.2015 N 583-О, Постановление от 15.02.2019 N 10-П).
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда, в силу требований Конституции РФ применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 N 417-О, от 02.04.2015 N 583-О, Постановление от 15.02.2019 N 10-П).
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах <12>, среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации <13> принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Вместе с тем в решениях Конституционного Суда РФ, в частности в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П <8> получивший суверенное значение принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства устанавливает границы административного усмотрения, представленного в виде возможности органа отменять ранее принятый им акт. Вместе с тем учитываются последствия таких решений для адресата акта и не упускаются из внимания требования справедливости и разумности. А критерий разумности выступает здесь не только в качестве основы для возникновения усмотрения, но и как его границы и инструмент контроля их соблюдения <9>. Но прежде всего разумность в идеале присутствует в процедуре принятия административного акта. Исходя из того, что принятию дискреционного административного акта предшествует определенная работа по оценке оснований, целей, обстоятельств и условий его совершения, по соблюдению процедуры, предшествующей изданию акта, но, вместе с тем, реализуется эта деятельность в условиях правовой неопределенности <10>.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Вместе с тем в решениях Конституционного Суда РФ, в частности в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П <8> получивший суверенное значение принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства устанавливает границы административного усмотрения, представленного в виде возможности органа отменять ранее принятый им акт. Вместе с тем учитываются последствия таких решений для адресата акта и не упускаются из внимания требования справедливости и разумности. А критерий разумности выступает здесь не только в качестве основы для возникновения усмотрения, но и как его границы и инструмент контроля их соблюдения <9>. Но прежде всего разумность в идеале присутствует в процедуре принятия административного акта. Исходя из того, что принятию дискреционного административного акта предшествует определенная работа по оценке оснований, целей, обстоятельств и условий его совершения, по соблюдению процедуры, предшествующей изданию акта, но, вместе с тем, реализуется эта деятельность в условиях правовой неопределенности <10>.
Статья: Ошибки Пенсионного фонда России (Социального фонда России) - основание для перерасчета пенсии
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)На самом деле ухудшение положения граждан, заключающееся в отмене права, приобретенного этими гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации <3>, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм <4>.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)На самом деле ухудшение положения граждан, заключающееся в отмене права, приобретенного этими гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации <3>, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм <4>.
Статья: Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Вопрос о действии положений законодательства о самостоятельной утилизации во времени и по кругу лиц остается открытым. Как отмечает Г.А. Волков, при введении в законодательство новых правил необходимо руководствоваться "вытекающим из положений Конституции РФ принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений" <15>.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Вопрос о действии положений законодательства о самостоятельной утилизации во времени и по кругу лиц остается открытым. Как отмечает Г.А. Волков, при введении в законодательство новых правил необходимо руководствоваться "вытекающим из положений Конституции РФ принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений" <15>.
Статья: Безопасность как основа гражданской солидарности в условиях чрезвычайной ситуации
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)<7> См., напр.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 10.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)<7> См., напр.: Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 10.
Статья: О применимости Постановления КС РФ от 25.04.2019 N 19-П в теплоснабжении
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Не соответствующие критериям электросетевых организаций собственники (владельцы) электросетевых объектов в силу возложенного на них ст. 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. При этом с помощью указанных объектов их владельцы осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. Причем расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно. Возложение же данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности."
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Не соответствующие критериям электросетевых организаций собственники (владельцы) электросетевых объектов в силу возложенного на них ст. 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. При этом с помощью указанных объектов их владельцы осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. Причем расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно. Возложение же данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности."