Применение огнестрельного оружия сотрудником полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение огнестрельного оружия сотрудником полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)"Административное право и процесс", 2024, N 11
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)"Административное право и процесс", 2024, N 11
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Статья: Соотношение норм главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации и предписаний иноотраслевого законодательства о применении оружия
(Ляпин Д.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)<3> Бикмашев В.А. Уголовно-правовые аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 18.
(Ляпин Д.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)<3> Бикмашев В.А. Уголовно-правовые аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 18.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)8. Каковы правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции?
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)8. Каковы правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции?
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<30> См., например: Князьков А.С. Применение и использования огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. 26 с.; Майоров В.И., Коркин А.В. Административное принуждение: понятие, место и формы // Административное право и процесс. 2016. N 4 (11). С. 17.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<30> См., например: Князьков А.С. Применение и использования огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. 26 с.; Майоров В.И., Коркин А.В. Административное принуждение: понятие, место и формы // Административное право и процесс. 2016. N 4 (11). С. 17.
Статья: Обоснованный риск и применение оружия
(Ишигеев В.С., Лапша В.Л.)
("Законность", 2022, N 4)<3> См. напр.: Хун А.З. Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 198.
(Ишигеев В.С., Лапша В.Л.)
("Законность", 2022, N 4)<3> См. напр.: Хун А.З. Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 198.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В то же время необходимо обратить внимание на еще один аспект соотношения административного и административно-процессуального права. Речь идет о том, что нормы административного права могут регламентировать так называемые материальные процедуры осуществления административно-публичными органами административной деятельности (материальные административные процедуры), которые следует отграничивать от процессуальных процедур такой деятельности (процессуальные административные процедуры), регламентируемых нормами административно-процессуального права. Материальные административные процедуры могут быть двух видов: внутренние, определяющие порядок внутренней организации деятельности административно-публичных органов, внутреннего делопроизводства и прохождения службы в этих органах, и внешние, определяющие внепроцессуальный порядок совершения указанными органами и их должностными лицами административно-правовых действий в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении физических лиц и организаций, например порядок выдачи паспортов, регистрации граждан по месту жительства, применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия, остановки ими транспортных средств для проверки документов. Процессуальные административные процедуры, предусматриваемые нормами административно-процессуального права, возникают только в случае возбуждения и разрешения компетентными административно-публичными органами в определенном процессуальном порядке, то есть в рамках соответствующего административного производства, административных дел. Такие административно-процессуальные процедуры имеют место, например, при разрешении дел государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о предоставлении лицензий и иных специальных разрешений, дел об административных правонарушениях.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В то же время необходимо обратить внимание на еще один аспект соотношения административного и административно-процессуального права. Речь идет о том, что нормы административного права могут регламентировать так называемые материальные процедуры осуществления административно-публичными органами административной деятельности (материальные административные процедуры), которые следует отграничивать от процессуальных процедур такой деятельности (процессуальные административные процедуры), регламентируемых нормами административно-процессуального права. Материальные административные процедуры могут быть двух видов: внутренние, определяющие порядок внутренней организации деятельности административно-публичных органов, внутреннего делопроизводства и прохождения службы в этих органах, и внешние, определяющие внепроцессуальный порядок совершения указанными органами и их должностными лицами административно-правовых действий в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении физических лиц и организаций, например порядок выдачи паспортов, регистрации граждан по месту жительства, применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия, остановки ими транспортных средств для проверки документов. Процессуальные административные процедуры, предусматриваемые нормами административно-процессуального права, возникают только в случае возбуждения и разрешения компетентными административно-публичными органами в определенном процессуальном порядке, то есть в рамках соответствующего административного производства, административных дел. Такие административно-процессуальные процедуры имеют место, например, при разрешении дел государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о предоставлении лицензий и иных специальных разрешений, дел об административных правонарушениях.