Прилегающая территория к земельному участку

Подборка наиболее важных документов по запросу Прилегающая территория к земельному участку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Вывод о возможности возложения на собственников объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам в соответствии со статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 N 19-АПА19-1."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранные зоны, предусмотрены статьей 105 ЗК РФ, при этом охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, представляют собой территорию (земельный участок) и акватория, прилегающая к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых согласно законодательству государств устанавливаются особые условия использования территорий и водных объектов."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения11.1. Вывод из судебной практики: Договор аренды земельного участка, переданного под строительство многоквартирного дома и благоустройство прилегающей территории, прекращается с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)
Системное применение Закона N 131-ФЗ, ГрК РФ, ЖК РФ, Правил N 491 и Постановления N 290 означает, что собственники помещений в МКД несут ответственность за содержание земельных участков, на которых расположены МКД и которые входят в состав общего имущества, а также прилегающих территорий, если земельные участки под МКД образованы или образованы не по границам таких домов. Таким образом, собственники МКД находятся в неравном положении. Эта идея отчетливо выражена в позиции Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области при разрешении дела об оспаривании правил благоустройства округа, а также заложена в проекте Федерального закона, который внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской области в марте 2020 года <12>. Она заключалась в том, что рассматриваемые нормы ставят собственников, которые надлежащим образом оформили земельный участок под МКД большей площади, чем занимает дом, и этот земельный участок необходим для использования (эксплуатации) дома, в неравное положение с собственниками, которые не оформили земельный участок или оформили его по границам МКД, поскольку последние освобождаются от бремени содержания территории, которой фактически пользуются. К тому же эти нормы стимулируют последних вообще не оформлять земельный участок или оформлять его исключительно по границам МКД.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
5) прилегающая к особой экономической зоне территория - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов и имеющие общие границы с земельными участками, расположенными на территории особой экономической зоны (общей площадью не более чем сорок квадратных километров - в отношении промышленно-производственных особых экономических зон и туристско-рекреационных особых экономических зон, не более чем четыре квадратных километра - в отношении технико-внедренческих особых экономических зон и не более чем пятьдесят квадратных километров - в отношении портовых особых экономических зон);
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ст. 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.