Прием иностранного сотрудника временное проживание
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием иностранного сотрудника временное проживание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение (продление) трудового договора с иностранцем
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с изложенным выводы суда о том, что в связи с получением истцом разрешения на временное проживание заключенный между сторонами трудовой договор не подлежал расторжению по истечении его срока, нельзя признать законными и обоснованными..."
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с изложенным выводы суда о том, что в связи с получением истцом разрешения на временное проживание заключенный между сторонами трудовой договор не подлежал расторжению по истечении его срока, нельзя признать законными и обоснованными..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о трудовой деятельности иностранных граждан, временно проживающих в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Что нужно учитывать при приеме на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Что нужно учитывать при приеме на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о трудовой деятельности иностранцев, пребывающих в РФ на основании визы
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления трудовой деятельности в России гражданами Турции в целом такой же, как и иными визовыми иностранцами. Такие граждане в целях осуществления трудовой деятельности обычно въезжают в Россию на основании обыкновенной рабочей визы. Особенность, в частности, в том, что гражданам Турции с разрешением на временное проживание для въезда не требуется оформлять визу временно проживающего лица. Но это не влияет на порядок приема на работу такого временно проживающего иностранца. Это следует, в частности, из ст. 3, абз. 1, пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, ч. 15 ст. 25.6, ст. 25.8 Закона о въезде в РФ и выезде из РФ, п. 2 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, ст. ст. 6, 7 Соглашения между Правительством России и Правительством Турции об условиях взаимных поездок граждан России и Турции, заключенного в г. Анкаре 12.05.2010.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления трудовой деятельности в России гражданами Турции в целом такой же, как и иными визовыми иностранцами. Такие граждане в целях осуществления трудовой деятельности обычно въезжают в Россию на основании обыкновенной рабочей визы. Особенность, в частности, в том, что гражданам Турции с разрешением на временное проживание для въезда не требуется оформлять визу временно проживающего лица. Но это не влияет на порядок приема на работу такого временно проживающего иностранца. Это следует, в частности, из ст. 3, абз. 1, пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, ч. 15 ст. 25.6, ст. 25.8 Закона о въезде в РФ и выезде из РФ, п. 2 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, ст. ст. 6, 7 Соглашения между Правительством России и Правительством Турции об условиях взаимных поездок граждан России и Турции, заключенного в г. Анкаре 12.05.2010.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет ему соответствующее уведомление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет ему соответствующее уведомление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Приводится перечень документов, которые подаются одновременно с заявлением в целях продления срока временного пребывания иностранного гражданина, у которого приняты заявление о выдаче разрешения на временное проживание или заявление о выдаче вида на жительство.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Приводится перечень документов, которые подаются одновременно с заявлением в целях продления срока временного пребывания иностранного гражданина, у которого приняты заявление о выдаче разрешения на временное проживание или заявление о выдаче вида на жительство.
Статья: Актуальные вопросы уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконной миграции
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, утверждаются Правительством РФ. В настоящее время перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование, представлен 13 образовательными организациями высшего профессионального образования <11>. Данные организации, как правило, имея обособленные структурные подразделения, наделяют последние функциями по проведению государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства. Такое делегирование функций во многом обусловлено большой территорией нашей страны и обеспечивает реализацию государственной услуги по выдаче сертификатов в более простом технически и организационно порядке, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий. Между тем указанный механизм открывает широкую дорогу правонарушениям на местах. Так, в приговоре Норильского городского суда Красноярского края от 22 марта 2024 г. <12> описывается ситуация, когда локальным актом образовательной организации высшего профессионального образования, включенной в перечень организаций, проводящих государственное тестирование, было предусмотрено наделение ее структурного подразделения в г. Норильске функциями по организации и техническому обеспечению проведения экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства (информирование физических и юридических лиц об условиях, порядке и форме проведения экзамена; осуществление инструктажа иностранных граждан, проходящих экзамен, а также предоставление им информации о порядке и форме проведения экзамена, его продолжительности, времени и месте ознакомления с результатами сдачи экзамена; обеспечение проведения экзамена, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий, оценка его результатов в соответствии с актуальными нормативными требованиями; выдача и учет сертификатов). Подсудимая, постоянно занимая должность специалиста и наделенная локальным актом образовательной организации полномочиями по принятию решений в отношении иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу либо патент, путем выставления баллов в необходимом количестве для положительной сдачи экзамена по каждой из экзаменуемых дисциплин и выдачи сертификата в нарушение федерального законодательства с целью личного обогащения незаконно получала от каждого обратившегося к ней иностранного гражданина наличные денежные средства в сумме 13 500 руб., оформляя оказываемые ей услуги под видом договора оказания услуг иностранным гражданам. В течение полутора лет данная гражданка инсценировала положительную сдачу устной и письменной частей экзамена путем допуска в экзаменационное помещение родственников экзаменуемых, оказания самостоятельной помощи при заполнении ими заявлений и письменных заданий и осуществления повторной записи на видеокамеру устной части экзамена с предварительным заучиванием верных ответов, а также выставляя им необходимое количество баллов за фактически нерешенные устные и письменные задания. После чего весь комплект отчетных документов и видеоматериалов, содержащих недостоверные сведения об уровне знаний иностранных граждан, направлялся ею посредством мессенджера "Телеграм" в образовательную организацию. Образовательная организация при этом, не сомневаясь в подлинности представленных материалов, выдавала на их основании сертификаты.
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, утверждаются Правительством РФ. В настоящее время перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование, представлен 13 образовательными организациями высшего профессионального образования <11>. Данные организации, как правило, имея обособленные структурные подразделения, наделяют последние функциями по проведению государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства. Такое делегирование функций во многом обусловлено большой территорией нашей страны и обеспечивает реализацию государственной услуги по выдаче сертификатов в более простом технически и организационно порядке, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий. Между тем указанный механизм открывает широкую дорогу правонарушениям на местах. Так, в приговоре Норильского городского суда Красноярского края от 22 марта 2024 г. <12> описывается ситуация, когда локальным актом образовательной организации высшего профессионального образования, включенной в перечень организаций, проводящих государственное тестирование, было предусмотрено наделение ее структурного подразделения в г. Норильске функциями по организации и техническому обеспечению проведения экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства (информирование физических и юридических лиц об условиях, порядке и форме проведения экзамена; осуществление инструктажа иностранных граждан, проходящих экзамен, а также предоставление им информации о порядке и форме проведения экзамена, его продолжительности, времени и месте ознакомления с результатами сдачи экзамена; обеспечение проведения экзамена, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий, оценка его результатов в соответствии с актуальными нормативными требованиями; выдача и учет сертификатов). Подсудимая, постоянно занимая должность специалиста и наделенная локальным актом образовательной организации полномочиями по принятию решений в отношении иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу либо патент, путем выставления баллов в необходимом количестве для положительной сдачи экзамена по каждой из экзаменуемых дисциплин и выдачи сертификата в нарушение федерального законодательства с целью личного обогащения незаконно получала от каждого обратившегося к ней иностранного гражданина наличные денежные средства в сумме 13 500 руб., оформляя оказываемые ей услуги под видом договора оказания услуг иностранным гражданам. В течение полутора лет данная гражданка инсценировала положительную сдачу устной и письменной частей экзамена путем допуска в экзаменационное помещение родственников экзаменуемых, оказания самостоятельной помощи при заполнении ими заявлений и письменных заданий и осуществления повторной записи на видеокамеру устной части экзамена с предварительным заучиванием верных ответов, а также выставляя им необходимое количество баллов за фактически нерешенные устные и письменные задания. После чего весь комплект отчетных документов и видеоматериалов, содержащих недостоверные сведения об уровне знаний иностранных граждан, направлялся ею посредством мессенджера "Телеграм" в образовательную организацию. Образовательная организация при этом, не сомневаясь в подлинности представленных материалов, выдавала на их основании сертификаты.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу представляет соискатель-иностранец
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования - при приеме на работу соответствующего временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования - при приеме на работу соответствующего временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
Готовое решение: Каковы особенности приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения)
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования - при приеме на работу соответствующего временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Либо вид на жительство - при приеме постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Отметим, что Договор о ЕАЭС соответствующих исключений не содержит;
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования - при приеме на работу соответствующего временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Либо вид на жительство - при приеме постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Отметим, что Договор о ЕАЭС соответствующих исключений не содержит;
Вопрос: О представлении документов для оформления СНИЛС работнику - высококвалифицированному иностранному специалисту, трудовой договор которого вступает в силу с даты получения разрешения на работу.
(Письмо СФР от 30.06.2025 N 19-20/33926)Вопрос: В организацию принимается высококвалифицированный иностранный специалист (гражданин Сербии, имеет разрешение на временное проживание в РФ). С ним подписан трудовой договор, вступающий в силу с даты получения разрешения на работу в РФ. Для этих целей договор представлен в ОМВД по месту нахождения организации. Иностранный высококвалифицированный специалист является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, и при оформлении на работу ему необходимо открыть индивидуальный лицевой счет, имеющий страховой номер (СНИЛС).
(Письмо СФР от 30.06.2025 N 19-20/33926)Вопрос: В организацию принимается высококвалифицированный иностранный специалист (гражданин Сербии, имеет разрешение на временное проживание в РФ). С ним подписан трудовой договор, вступающий в силу с даты получения разрешения на работу в РФ. Для этих целей договор представлен в ОМВД по месту нахождения организации. Иностранный высококвалифицированный специалист является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, и при оформлении на работу ему необходимо открыть индивидуальный лицевой счет, имеющий страховой номер (СНИЛС).
Вопрос: Каковы обязанности работодателя - принимающей стороны для иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории РФ. В этом случае иностранный гражданин к уведомлению дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина;
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории РФ. В этом случае иностранный гражданин к уведомлению дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина;
Статья: О заключении фиктивного брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Процедура признания брака фиктивным занимает, как правило, длительное время. В случае отсутствия установленного судом указанного факта на момент окончания срока рассмотрения документов выносится положительное решение о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или о принятии его в гражданство Российской Федерации. Впоследствии, в случае поступления в подразделение по вопросам миграции вступившего в законную силу решения суда о признании брака фиктивным, выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется, и он обязан в течение 15 календарных дней покинуть пределы Российской Федерации.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Процедура признания брака фиктивным занимает, как правило, длительное время. В случае отсутствия установленного судом указанного факта на момент окончания срока рассмотрения документов выносится положительное решение о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или о принятии его в гражданство Российской Федерации. Впоследствии, в случае поступления в подразделение по вопросам миграции вступившего в законную силу решения суда о признании брака фиктивным, выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется, и он обязан в течение 15 календарных дней покинуть пределы Российской Федерации.
Вопрос: Каковы особенности приема на работу гражданина Республики Молдова?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок оформления документов для приема на работу иностранного гражданина зависит от его статуса, то есть является ли он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином.
(Консультация эксперта, 2025)Порядок оформления документов для приема на работу иностранного гражданина зависит от его статуса, то есть является ли он временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином.
Статья: Проблемы разграничения совокупности получения взятки от нескольких лиц и продолжаемого преступления
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Судом установлено, что М., являясь начальником отделения по вопросам миграции, договорилась с У. о передаче ей денежных средств за беспрепятственное принятие от иностранных граждан заявлений о выдаче разрешений на временное проживание на территории Российской Федерации в сумме 10 тыс. руб. за каждое заявление и приняла 11 января 2019 г. от Д., 14 января 2019 г. от Ш., Х., Х. и Т. заявления, которые 16 января 2019 г. направила в управление по вопросам миграции. У., узнав о получении Х., Х. и Т. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, действуя в их интересах, 25 марта 2019 г. во исполнение договоренности с осужденной передал ей денежные средства в размере 30 тыс. руб. (часть оговоренной ранее общей суммы взятки в 50 тыс. руб.). При этом М. и У. договорились о передаче оставшейся суммы взятки в размере 20 тыс. руб. после получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации Д. и Ш.
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Судом установлено, что М., являясь начальником отделения по вопросам миграции, договорилась с У. о передаче ей денежных средств за беспрепятственное принятие от иностранных граждан заявлений о выдаче разрешений на временное проживание на территории Российской Федерации в сумме 10 тыс. руб. за каждое заявление и приняла 11 января 2019 г. от Д., 14 января 2019 г. от Ш., Х., Х. и Т. заявления, которые 16 января 2019 г. направила в управление по вопросам миграции. У., узнав о получении Х., Х. и Т. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, действуя в их интересах, 25 марта 2019 г. во исполнение договоренности с осужденной передал ей денежные средства в размере 30 тыс. руб. (часть оговоренной ранее общей суммы взятки в 50 тыс. руб.). При этом М. и У. договорились о передаче оставшейся суммы взятки в размере 20 тыс. руб. после получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации Д. и Ш.
Статья: Административно-правовые формы обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Каждый коллективный или индивидуальный субъект, участвующий в обеспечении миграционной безопасности, в силу закрепленной за ним компетенции имеет возможность действовать тем или иным образом в тех или иных конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке совершение ими определенных активных действий (например, принятие решения о выдаче иностранцу разрешения на временное проживание или вида на жительство; вынесение постановления о назначении административного наказания за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации и др.). Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления. Выраженные подобным образом, они становятся реальным, т.е. работающим средством решения управленческих задач и функций <5>. Как различны действия субъектов миграционной безопасности, так и различны варианты их внешнего выражения.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Каждый коллективный или индивидуальный субъект, участвующий в обеспечении миграционной безопасности, в силу закрепленной за ним компетенции имеет возможность действовать тем или иным образом в тех или иных конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке совершение ими определенных активных действий (например, принятие решения о выдаче иностранцу разрешения на временное проживание или вида на жительство; вынесение постановления о назначении административного наказания за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации и др.). Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления. Выраженные подобным образом, они становятся реальным, т.е. работающим средством решения управленческих задач и функций <5>. Как различны действия субъектов миграционной безопасности, так и различны варианты их внешнего выражения.