Претензия соразмерное уменьшение покупной цены
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия соразмерное уменьшение покупной цены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Соразмерное уменьшение покупной цены
(КонсультантПлюс, 2025)...необходимым и достаточным условием реализации прав покупателя на соразмерное уменьшение покупной цены является не только получение товара с недостатками, но и факт отклонения товара от условия о его качестве, которое содержится в договоре.
(КонсультантПлюс, 2025)...необходимым и достаточным условием реализации прав покупателя на соразмерное уменьшение покупной цены является не только получение товара с недостатками, но и факт отклонения товара от условия о его качестве, которое содержится в договоре.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Статьей 22 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Если в течение 10 дней претензия потребителя о выплате денежных средств не удовлетворена, потребитель обращается в суд."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сальдирование встречных требований в соразмерном уменьшении покупной цены
(Ямович Д.О.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отдельного внимания заслуживает вопрос о форме волеизъявления на соразмерное уменьшение покупной цены. По мнению автора, не является важным, в какой форме заявляются указанные возражения о качестве: это могут быть возражения в форме претензии, исковое заявление о соразмерном уменьшении покупной цены, возражения на исковое заявление о взыскании задолженности по договору; суть таких возражений сводится к изменению цены договора в сторону ее уменьшения. В случае предъявления возражений к исковому заявлению или искового заявления о соразмерном уменьшении покупной цены судебное решение не будет носить преобразовательный характер, оно будет констатировать изменение условий договора по волеизъявлению лица (правоподтверждающее решение). Суд, вынося решение о соразмерном уменьшении покупной цены, только подтверждает размер, на который требование об уплате покупной цены было изменено. При отсутствии волеизъявления на соразмерное уменьшение стоимости некачественного предоставления изменения условия договора не происходит, суд не может по своему усмотрению применить указанную меру оперативного воздействия.
(Ямович Д.О.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отдельного внимания заслуживает вопрос о форме волеизъявления на соразмерное уменьшение покупной цены. По мнению автора, не является важным, в какой форме заявляются указанные возражения о качестве: это могут быть возражения в форме претензии, исковое заявление о соразмерном уменьшении покупной цены, возражения на исковое заявление о взыскании задолженности по договору; суть таких возражений сводится к изменению цены договора в сторону ее уменьшения. В случае предъявления возражений к исковому заявлению или искового заявления о соразмерном уменьшении покупной цены судебное решение не будет носить преобразовательный характер, оно будет констатировать изменение условий договора по волеизъявлению лица (правоподтверждающее решение). Суд, вынося решение о соразмерном уменьшении покупной цены, только подтверждает размер, на который требование об уплате покупной цены было изменено. При отсутствии волеизъявления на соразмерное уменьшение стоимости некачественного предоставления изменения условия договора не происходит, суд не может по своему усмотрению применить указанную меру оперативного воздействия.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Истец направил "___" ________ ___ г. Ответчику требование/заявление/претензию о возврате Товара Ответчику и уплаченных за него денежных средств Истцу/о замене Товара/о соразмерном уменьшении покупной цены Товара/о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков Товара/о возмещении расходов на исправление недостатков Товара Истцом/__________/о расторжении договора купли-продажи Товара и возврате уплаченной за Товар суммы/другое требование. Об этом свидетельствует заявление/претензия о возврате Товара/об отказе от Товара; заявление/претензия о расторжении договора купли-продажи Товара и возврате денежных средств, уплаченных за Товар, а также расходов по его доставке/установке; заявление/претензия/требование о замене Товара на аналогичный товар надлежащего качества; заявление/претензия с требованием о безвозмездном устранении недостатков Товара/осуществлении ремонта Товара; заявка по поводу неисправности Товара; заявка на ремонт Товара; претензия о выплате Истцу денежных средств за деталь к Товару, отсутствовавшую в комплекте и приобретенную Истцом самостоятельно; заявление/претензия с требованием о выплате неустойки за нарушение сроков возврата уплаченных за Товар денежных средств/устранения недостатков Товара; заявление/претензия/требование о проведении экспертизы качества Товара в связи с обнаружением в нем недостатков; заявление/претензия о компенсации морального вреда/возмещении расходов по оплате юридических услуг/распечатки телефонных звонков Истца, подтверждающие, что Истец звонил Ответчику на следующий день после приобретения Товара с претензиями по его качеству/иные документы. Об этом свидетельствуют документы, подтверждающие направление Ответчику/получение Ответчиком требования/заявления/претензии Истца/другие документы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Истец направил "___" ________ ___ г. Ответчику требование/заявление/претензию о возврате Товара Ответчику и уплаченных за него денежных средств Истцу/о замене Товара/о соразмерном уменьшении покупной цены Товара/о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков Товара/о возмещении расходов на исправление недостатков Товара Истцом/__________/о расторжении договора купли-продажи Товара и возврате уплаченной за Товар суммы/другое требование. Об этом свидетельствует заявление/претензия о возврате Товара/об отказе от Товара; заявление/претензия о расторжении договора купли-продажи Товара и возврате денежных средств, уплаченных за Товар, а также расходов по его доставке/установке; заявление/претензия/требование о замене Товара на аналогичный товар надлежащего качества; заявление/претензия с требованием о безвозмездном устранении недостатков Товара/осуществлении ремонта Товара; заявка по поводу неисправности Товара; заявка на ремонт Товара; претензия о выплате Истцу денежных средств за деталь к Товару, отсутствовавшую в комплекте и приобретенную Истцом самостоятельно; заявление/претензия с требованием о выплате неустойки за нарушение сроков возврата уплаченных за Товар денежных средств/устранения недостатков Товара; заявление/претензия/требование о проведении экспертизы качества Товара в связи с обнаружением в нем недостатков; заявление/претензия о компенсации морального вреда/возмещении расходов по оплате юридических услуг/распечатки телефонных звонков Истца, подтверждающие, что Истец звонил Ответчику на следующий день после приобретения Товара с претензиями по его качеству/иные документы. Об этом свидетельствуют документы, подтверждающие направление Ответчику/получение Ответчиком требования/заявления/претензии Истца/другие документы.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<73> Не всякое обращение к исполнителю или продавцу следует рассматривать как претензию в порядке досудебного разрешения спора. В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указано, что не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<73> Не всякое обращение к исполнителю или продавцу следует рассматривать как претензию в порядке досудебного разрешения спора. В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указано, что не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
Ситуация: Как доказывать факт продажи некачественных товаров, выполнения работ или оказания услуг с недостатками?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обнаружении недостатков приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги) вы вправе, в частности, потребовать от продавца (исполнителя) безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения причиненных убытков (п. п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обнаружении недостатков приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги) вы вправе, в частности, потребовать от продавца (исполнителя) безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения причиненных убытков (п. п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Вправе ли покупатель отказаться от оплаты товара по договору поставки в части, равной размеру выявленных недостатков
(КонсультантПлюс, 2025)При этом требований об устранении недостатков, о доукомплектовании товара, о соразмерном уменьшении покупной цены либо о замене товара ненадлежащего качества до момента обращения общества "ДГМ-Урал" с претензией, содержащей требование о погашении долга по оплате стоимости названного товара, учреждением "Благовещенская ЦРБ" не заявлялось.
Вправе ли покупатель отказаться от оплаты товара по договору поставки в части, равной размеру выявленных недостатков
(КонсультантПлюс, 2025)При этом требований об устранении недостатков, о доукомплектовании товара, о соразмерном уменьшении покупной цены либо о замене товара ненадлежащего качества до момента обращения общества "ДГМ-Урал" с претензией, содержащей требование о погашении долга по оплате стоимости названного товара, учреждением "Благовещенская ЦРБ" не заявлялось.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Обязан ли покупатель оплатить товар по договору купли-продажи, если при приемке он не указал на некачественность товара
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела видно, судом первой инстанции установлено и Обществом в кассационной жалобе не оспаривается, что ответчик в письменном виде не предъявлял истцу какие-либо претензии по качеству товара при его приемке, не просил соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, не потребовал возврата уплаченных денежных средств либо замены товара на товар надлежащего качества.
Обязан ли покупатель оплатить товар по договору купли-продажи, если при приемке он не указал на некачественность товара
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела видно, судом первой инстанции установлено и Обществом в кассационной жалобе не оспаривается, что ответчик в письменном виде не предъявлял истцу какие-либо претензии по качеству товара при его приемке, не просил соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, не потребовал возврата уплаченных денежных средств либо замены товара на товар надлежащего качества.
Статья: Квалификация соразмерного уменьшения цены как способа защиты гражданских прав: соотношение с требованием о взыскании убытков и с отказом от договора
(Трофимов С.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Последствия игнорирования этого принципа наглядны при достаточно схожей модельной ситуации, которая приводится в работах зарубежных исследователей <121>, когда первый покупатель (Фридрих) приобрел автомобиль для благотворительных целей, например с тем, чтобы затем подарить его детскому дому. Навряд ли будет оправданным применить логику обратного решения первой ситуации и прийти к выводу, что, поскольку со стороны детского дома практически никогда не будут возникать претензии в связи с причинением вреда вследствие недостатков подаренной вещи (ст. 580 ГК РФ), к продавцу (Бернхарду) также не может быть заявлено соразмерное уменьшение цены за автомобиль.
(Трофимов С.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Последствия игнорирования этого принципа наглядны при достаточно схожей модельной ситуации, которая приводится в работах зарубежных исследователей <121>, когда первый покупатель (Фридрих) приобрел автомобиль для благотворительных целей, например с тем, чтобы затем подарить его детскому дому. Навряд ли будет оправданным применить логику обратного решения первой ситуации и прийти к выводу, что, поскольку со стороны детского дома практически никогда не будут возникать претензии в связи с причинением вреда вследствие недостатков подаренной вещи (ст. 580 ГК РФ), к продавцу (Бернхарду) также не может быть заявлено соразмерное уменьшение цены за автомобиль.