Преступления в сфере ТЭК
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления в сфере ТЭК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Таким образом, обеспечение энергетической безопасности России, в том числе ее топливно-энергетического комплекса, от преступных посягательств, будь то акты незаконного вмешательства на объектах данного комплекса <12> либо преступления экономической и коррупционной направленности в сфере ТЭК, является важной задачей государства и общества в целях обеспечения экономической безопасности и - еще более глобальной цели - обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также одним из важнейших направлений уголовной политики.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Таким образом, обеспечение энергетической безопасности России, в том числе ее топливно-энергетического комплекса, от преступных посягательств, будь то акты незаконного вмешательства на объектах данного комплекса <12> либо преступления экономической и коррупционной направленности в сфере ТЭК, является важной задачей государства и общества в целях обеспечения экономической безопасности и - еще более глобальной цели - обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также одним из важнейших направлений уголовной политики.
Статья: Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере обеспечения безопасности объектов жизнеобеспечения
(Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является фундаментальным документом стратегического планирования нашей страны на ближайшие годы, выражающим национальные приоритеты России во всех сферах общественной жизни, в том числе в области обеспечения общественной безопасности. В частности, среди основных задач государственной политики особое внимание уделяется повышению уровня защищенности объектов жизнеобеспечения населения, топливно-энергетического комплекса, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и опасных объектов (подп. 6 п. 47); снижению уровня преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (подп. 10 п. 47); комплексному развитию правоохранительных органов, совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения общественной безопасности (подп. 22 п. 47) <1>. Это свидетельствует о том, что приоритетные задачи вышеуказанной стратегии являются определенным вектором, указывающим на дальнейшее развитие государства и общества, поэтому совершенствование правоохранительной системы в сфере обеспечения безопасности объектов жизнеобеспечения является ключевым аспектом в настоящее время.
(Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является фундаментальным документом стратегического планирования нашей страны на ближайшие годы, выражающим национальные приоритеты России во всех сферах общественной жизни, в том числе в области обеспечения общественной безопасности. В частности, среди основных задач государственной политики особое внимание уделяется повышению уровня защищенности объектов жизнеобеспечения населения, топливно-энергетического комплекса, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и опасных объектов (подп. 6 п. 47); снижению уровня преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (подп. 10 п. 47); комплексному развитию правоохранительных органов, совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения общественной безопасности (подп. 22 п. 47) <1>. Это свидетельствует о том, что приоритетные задачи вышеуказанной стратегии являются определенным вектором, указывающим на дальнейшее развитие государства и общества, поэтому совершенствование правоохранительной системы в сфере обеспечения безопасности объектов жизнеобеспечения является ключевым аспектом в настоящее время.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"6) повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"6) повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
Статья: Проблематика административно-правового регулирования организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности
(Галицкая Н.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Подвергая анализу деятельность этого органа, А.А. Смирнов отмечает, что по факту СБ РФ не призван самостоятельно предотвращать какие-либо угрозы либо осуществлять ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий [6, с. 19]. Его задачей является выявление причин и условий, способствующих ослаблению безопасности государства в той или иной сфере. Проделанная аналитическая работа находит свое отражение в рекомендациях, облеченных в форму стратегий, доктрин, концепций. Кроме того, данный орган является многофункциональным, поскольку способен одновременно решать многопрофильные задачи, в числе которых борьба с преступностью, противодействие терроризму и экстремизму, защищенность объектов топливно-энергетического комплекса, продовольственной безопасности, готовность инфраструктуры к незапланированному воздействию природного и техногенного характера, обеспечение военной, пожарной, информационной безопасности и т.д. Осуществляемая СБ РФ непрерывная многофактурная деятельность в данных направлениях позволяет выработать общие эффективные подходы противодействия различным угрозам.
(Галицкая Н.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Подвергая анализу деятельность этого органа, А.А. Смирнов отмечает, что по факту СБ РФ не призван самостоятельно предотвращать какие-либо угрозы либо осуществлять ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий [6, с. 19]. Его задачей является выявление причин и условий, способствующих ослаблению безопасности государства в той или иной сфере. Проделанная аналитическая работа находит свое отражение в рекомендациях, облеченных в форму стратегий, доктрин, концепций. Кроме того, данный орган является многофункциональным, поскольку способен одновременно решать многопрофильные задачи, в числе которых борьба с преступностью, противодействие терроризму и экстремизму, защищенность объектов топливно-энергетического комплекса, продовольственной безопасности, готовность инфраструктуры к незапланированному воздействию природного и техногенного характера, обеспечение военной, пожарной, информационной безопасности и т.д. Осуществляемая СБ РФ непрерывная многофактурная деятельность в данных направлениях позволяет выработать общие эффективные подходы противодействия различным угрозам.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
Статья: Незаконное подключение к магистральным трубопроводам: вопросы соразмерности вреда и ответственности
(Горенская Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)<4> Преступность в сфере оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.Л. Нудель, С.В. Маликов, Е.В. Горенская, И.М. Исрафилов. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012. 60 с.; Горенская Е.В., Фомин В.В. Криминогенная ситуация в топливно-энергетическом комплексе. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2013. 92 с.
(Горенская Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)<4> Преступность в сфере оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.Л. Нудель, С.В. Маликов, Е.В. Горенская, И.М. Исрафилов. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012. 60 с.; Горенская Е.В., Фомин В.В. Криминогенная ситуация в топливно-энергетическом комплексе. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2013. 92 с.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)По первому критерию исключения касаются требований, посредством которых регулируются отношения в сфере государственной тайны; в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности, оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; в сфере действия налогового и бюджетного законодательства, таможенного законодательства и законодательства о контрактной системе; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны важных государственных объектов.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)По первому критерию исключения касаются требований, посредством которых регулируются отношения в сфере государственной тайны; в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности, оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; в сфере действия налогового и бюджетного законодательства, таможенного законодательства и законодательства о контрактной системе; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны важных государственных объектов.