Прерывание беременности по социальным показаниям
Подборка наиболее важных документов по запросу Прерывание беременности по социальным показаниям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Статус человеческого эмбриона в наследственном праве и вытекающие из него юридические проблемы
(Афанасьев И.В., Машков А.В.)
("Современное право", 2022, N 1)Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к многочисленным исследованиям. Например, В.Ю. Куликов отмечает, что подход, при котором эмбрион не является носителем прав, присущ романо-германской (в том числе и отечественной) системе права [6]. При таком подходе эмбрион - это собственность матери, которая может распоряжаться им по своему усмотрению (например, сделать аборт или уничтожить законсервированный эмбрион). В нашем законодательстве можно проследить выражение данной позиции в ряде федеральных законов. Так, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается прерывание беременности на сроке до двенадцати недель, а искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель. В рамках данного Закона также предусматривается, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, к которым относятся: использование донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатное материнство [11, с. 110].
(Афанасьев И.В., Машков А.В.)
("Современное право", 2022, N 1)Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к многочисленным исследованиям. Например, В.Ю. Куликов отмечает, что подход, при котором эмбрион не является носителем прав, присущ романо-германской (в том числе и отечественной) системе права [6]. При таком подходе эмбрион - это собственность матери, которая может распоряжаться им по своему усмотрению (например, сделать аборт или уничтожить законсервированный эмбрион). В нашем законодательстве можно проследить выражение данной позиции в ряде федеральных законов. Так, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается прерывание беременности на сроке до двенадцати недель, а искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель. В рамках данного Закона также предусматривается, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, к которым относятся: использование донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатное материнство [11, с. 110].
Статья: Об искусственном прерывании беременности
(Данилова С.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В результате в 1993 году Верховным Советом Российской Федерации принимается нормативный акт - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которому каждая женщина наделялась правом самостоятельного решения вопроса о материнстве <16>. И хотя впоследствии предельный срок для искусственного прерывания беременности по социальным показаниям был сокращен до 22 недель, в то же время Правительство Российской Федерации предоставило женщинам весьма широкие возможности для реализации права на аборт.
(Данилова С.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В результате в 1993 году Верховным Советом Российской Федерации принимается нормативный акт - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которому каждая женщина наделялась правом самостоятельного решения вопроса о материнстве <16>. И хотя впоследствии предельный срок для искусственного прерывания беременности по социальным показаниям был сокращен до 22 недель, в то же время Правительство Российской Федерации предоставило женщинам весьма широкие возможности для реализации права на аборт.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 98
"О социальном показании для искусственного прерывания беременности"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О социальном показании для искусственного прерывания беременности"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Искусственное прерывание беременности в России и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии: сравнительно-правовой анализ
(Самутичева Е.Ю.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Однако вопрос об искусственном прерывании беременности по социальному показанию решается комиссией в составе руководителя медицинской организации, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии) <15>. Единственным социальным показанием к его проведению является наступление беременности в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации <16>. При наличии данного показания женщина вправе прервать беременность до 22 недель (ч. 4 ст. 56 Федерального закона N 323). Следует отметить, что перечни социальных показаний постепенно сокращались в течение последних двадцати лет <17>.
(Самутичева Е.Ю.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Однако вопрос об искусственном прерывании беременности по социальному показанию решается комиссией в составе руководителя медицинской организации, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии) <15>. Единственным социальным показанием к его проведению является наступление беременности в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации <16>. При наличии данного показания женщина вправе прервать беременность до 22 недель (ч. 4 ст. 56 Федерального закона N 323). Следует отметить, что перечни социальных показаний постепенно сокращались в течение последних двадцати лет <17>.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Наличие установленных психических отклонений у беременной женщины может являться основанием для искусственного прерывания беременности. В соответствии с положениями ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности", в частности раздел 5 данного перечня определяет группу психических расстройств, которые могут являться основанием искусственного прерывания беременности.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Наличие установленных психических отклонений у беременной женщины может являться основанием для искусственного прерывания беременности. В соответствии с положениями ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности", в частности раздел 5 данного перечня определяет группу психических расстройств, которые могут являться основанием искусственного прерывания беременности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Часть 5 комментируемой статьи закрепляет правомочие по установлению социальных показаний для искусственного прерывания беременности за Правительством. В настоящее время таким нормативным актом является Постановление Правительства от 06.02.2012 N 98 "О социальном показании для искусственного прерывания беременности". Ранее социальные показания для искусственного прерывания беременности устанавливались Постановлением Правительства от 11.08.2003 N 485.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Часть 5 комментируемой статьи закрепляет правомочие по установлению социальных показаний для искусственного прерывания беременности за Правительством. В настоящее время таким нормативным актом является Постановление Правительства от 06.02.2012 N 98 "О социальном показании для искусственного прерывания беременности". Ранее социальные показания для искусственного прерывания беременности устанавливались Постановлением Правительства от 11.08.2003 N 485.
Статья: Проблемные аспекты правового регулирования искусственного прерывания беременности в Российской Федерации
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В такой ситуации отечественному законодателю легко пойти по "механистическому", сугубо ограничительному пути в регулировании отношений в сфере искусственного прерывания беременности, и ряд подобных шагов отечественным законодателем в указанном направлении уже был сделан. Так, например, в утратившем в 2003 г. силу Постановлении Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 567 "Об утверждении Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности" <3> содержался достаточно широкий круг социальных показаний для прерывания беременности, которые необходимо учитывать в следующих жизненно важных ситуациях:
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В такой ситуации отечественному законодателю легко пойти по "механистическому", сугубо ограничительному пути в регулировании отношений в сфере искусственного прерывания беременности, и ряд подобных шагов отечественным законодателем в указанном направлении уже был сделан. Так, например, в утратившем в 2003 г. силу Постановлении Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 567 "Об утверждении Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности" <3> содержался достаточно широкий круг социальных показаний для прерывания беременности, которые необходимо учитывать в следующих жизненно важных ситуациях: