Представительство в конституционном суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Представительство в конституционном суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"Из пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О следует, что каких-либо ограничений в отношении возмещения имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено, законодателем не установлено, поэтому такой способ защиты гражданских прав, как взыскание убытков в порядке, предусмотренном статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, может быть использован, в том числе и для возмещения расходов на представительство интересов в суде и на оказание юридических услуг. Иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод. Возмещение расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела, является одним из способов защиты лицами своих прав путем восстановления положения, существовавшего до возникновения необходимости защиты своих законных интересов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Применение методов сравнительного анализа и сравнительного правоведения позволило предложить пути совершенствования деятельности конституционной юстиции и прокуратуры при судебном рассмотрении отдельных категорий дел. Анализ участия прокурора в правотворческой деятельности и надзора за законностью правовых актов в ретроспективном и перспективном аспектах, использование статистического инструментария данных отчетности работы прокурора позволили определить роль и значение обозначенных функциональных направлений прокуратуры в формировании правового поля государства, проследить их развитие в динамике. На примере изменений конституционного законодательства проиллюстрировано усиление институционального взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и прокуратуры по фильтрации законодательства и укреплению публичного правопорядка. Авторами аккумулировано несколько вариантов оптимизации деятельности органов конституционной юстиции по рассмотрению дел, ранее подведомственных упраздненным конституционным судам субъектов Российской Федерации, от открытия "присутствий" Конституционного Суда в федеральных округах до объединения судей субъектов Российской Федерации в сформированных по "кустовому" принципу представительствах конституционных судов субъектов Российской Федерации ("межсубъектовые конституционные суды"). Некоторые из вариантов такой оптимизации авторами предложены на обсуждение юридической общественности впервые.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Применение методов сравнительного анализа и сравнительного правоведения позволило предложить пути совершенствования деятельности конституционной юстиции и прокуратуры при судебном рассмотрении отдельных категорий дел. Анализ участия прокурора в правотворческой деятельности и надзора за законностью правовых актов в ретроспективном и перспективном аспектах, использование статистического инструментария данных отчетности работы прокурора позволили определить роль и значение обозначенных функциональных направлений прокуратуры в формировании правового поля государства, проследить их развитие в динамике. На примере изменений конституционного законодательства проиллюстрировано усиление институционального взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и прокуратуры по фильтрации законодательства и укреплению публичного правопорядка. Авторами аккумулировано несколько вариантов оптимизации деятельности органов конституционной юстиции по рассмотрению дел, ранее подведомственных упраздненным конституционным судам субъектов Российской Федерации, от открытия "присутствий" Конституционного Суда в федеральных округах до объединения судей субъектов Российской Федерации в сформированных по "кустовому" принципу представительствах конституционных судов субъектов Российской Федерации ("межсубъектовые конституционные суды"). Некоторые из вариантов такой оптимизации авторами предложены на обсуждение юридической общественности впервые.
Статья: Президент Российской Федерации как сторона конституционного судебного процесса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<13> Сивицкий В. Институт представительства в Конституционном Суде РФ: от "первого лица" до адвоката // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 29.
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<13> Сивицкий В. Институт представительства в Конституционном Суде РФ: от "первого лица" до адвоката // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 29.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в городе Москве.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в городе Москве.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2007 N 2-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации""В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в городе Москве.".
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации""В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в городе Москве.".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Заседания КС РФ по общему правилу проводятся в месте его постоянного пребывания, но могут быть проведены и в другом месте, когда это необходимо. В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи КС РФ с иными органами государственной власти создается представительство КС РФ в г. Москве (ул. Ильинка, 21).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Заседания КС РФ по общему правилу проводятся в месте его постоянного пребывания, но могут быть проведены и в другом месте, когда это необходимо. В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи КС РФ с иными органами государственной власти создается представительство КС РФ в г. Москве (ул. Ильинка, 21).
Статья: Представительство в суде как квалифицированная юридическая помощь
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Необходимо отметить еще одно относящееся к судебному представительству Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 49-П. Конституционный Суд Российской Федерации признал абз. 2 п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное законоположение вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления <16>. Во исполнение этого Постановления был принят Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <17> - о запрете для лиц, статус адвоката которых был прекращен, на судебное представительство либо до момента погашения или снятия судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет со дня принятия решения о прекращении статуса адвоката, либо в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока, по истечении которого такое лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Необходимо отметить еще одно относящееся к судебному представительству Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 49-П. Конституционный Суд Российской Федерации признал абз. 2 п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное законоположение вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления <16>. Во исполнение этого Постановления был принят Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <17> - о запрете для лиц, статус адвоката которых был прекращен, на судебное представительство либо до момента погашения или снятия судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет со дня принятия решения о прекращении статуса адвоката, либо в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока, по истечении которого такое лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> Джагарян А.А. Пределы контроля: валютное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием российского представительства за рубежом в контексте Определения КС РФ от 26 марта 2019 г. N 828-О // URL: https://zakon.ru/blog/2019/5/24/predel_kontrolya_valyutnoe_regulirovanie_vneshneekonomicheskoj_deyatelnosti_s_uchastiem_rossijskogo_ (дата обращения: 16.01.2021).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> Джагарян А.А. Пределы контроля: валютное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием российского представительства за рубежом в контексте Определения КС РФ от 26 марта 2019 г. N 828-О // URL: https://zakon.ru/blog/2019/5/24/predel_kontrolya_valyutnoe_regulirovanie_vneshneekonomicheskoj_deyatelnosti_s_uchastiem_rossijskogo_ (дата обращения: 16.01.2021).
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал то, что право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, не означает допуска любого гражданина к участию в деле в качестве представителя - соответствующие правила применительно к отдельным видам судопроизводства устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами <1>. С учетом особенностей конкретного вида судопроизводства, а также правовой природы представляемого лица (гражданина, организации, публичного образования) процессуальный закон может содержать ограничения права заинтересованного лица на выбор представителя, продиктованные конституционно значимыми целями (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Позиция Конституционного Суда РФ о поддержке профессионального представительства в цивилистическом процессе является стабильной. В частности, в Постановлении от 16 июля 2020 года N 37-П по жалобе ООО "Александра" и К.В. Бударина Конституционный Суд РФ указал, что непрофессиональное представительство в арбитражном суде возможно лишь наряду с профессиональным <2>.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал то, что право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, не означает допуска любого гражданина к участию в деле в качестве представителя - соответствующие правила применительно к отдельным видам судопроизводства устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами <1>. С учетом особенностей конкретного вида судопроизводства, а также правовой природы представляемого лица (гражданина, организации, публичного образования) процессуальный закон может содержать ограничения права заинтересованного лица на выбор представителя, продиктованные конституционно значимыми целями (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Позиция Конституционного Суда РФ о поддержке профессионального представительства в цивилистическом процессе является стабильной. В частности, в Постановлении от 16 июля 2020 года N 37-П по жалобе ООО "Александра" и К.В. Бударина Конституционный Суд РФ указал, что непрофессиональное представительство в арбитражном суде возможно лишь наряду с профессиональным <2>.
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)К началу возобновления судебной деятельности КС определенную активность проявили и некоторые другие федеральные органы государственной власти - будущие возможные участники конституционного судопроизводства. В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании А.М. Яковлев тогда предложил необходимым срочно сформировать группу юристов высокой квалификации в области конституционного права, задачей которой должно быть представительство Президента в Конституционном Суде.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)К началу возобновления судебной деятельности КС определенную активность проявили и некоторые другие федеральные органы государственной власти - будущие возможные участники конституционного судопроизводства. В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании А.М. Яковлев тогда предложил необходимым срочно сформировать группу юристов высокой квалификации в области конституционного права, задачей которой должно быть представительство Президента в Конституционном Суде.