Представители общественности в квалификационной коллегии судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Представители общественности в квалификационной коллегии судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об этических и информационных предпосылках коррупции
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Несмотря на целый ряд принятых законодательных актов, раскрывающих доступ к информации о деятельности судов, других государственных и муниципальных органов власти <14>, остается актуальным вопрос об излишней закрытости, в частности, судов от государственного и общественного контроля, способствующей развитию коррупции. В силу Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <15> судьи - это, по сути, привилегированная группа людей, которая не подконтрольна и не подотчетна никому, кроме самого сообщества судей. Так, запрос в суд за предоставлением сведений о доходах судьи, его расходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, хотя и возможен со стороны общероссийских СМИ, но должен быть направлен на имя Председателя Верховного Суда РФ (Конституционного Суда РФ) и может быть отклонен, если не указана цель опубликования указанных сведений, а также если данный запрос будет расценен судом как давление на судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (до возбуждения уголовного дела) допускается на основании решения, принимаемого судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей. Вследствие этого, с учетом корпоративной солидарности членов таких коллегий, доступ и сбор информации по правонарушениям, допущенным судьями, весьма затруднителен. Порядок формирования судейских сообществ, в частности квалификационных коллегий судей, исключает прямое делегирование представителей общественности (представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ). В этой связи в научной литературе высказывались предложения разнообразить составы квалифицированных коллегий судей за счет не ангажированных представителей научного сообщества (профессорско-преподавательского состава юридических вузов) <16>. Представляется необходимым расширить возможности доступа СМИ и общественности к присутствию и освещению хода судебных заседаний, особенно по делам, связанным с коррупционными правонарушениями, усилить гарантии СМИ и граждан на обжалование отказов в присутствии на судебных заседаниях, а также в предоставлении необходимой для защиты прав и свобод граждан информации.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Несмотря на целый ряд принятых законодательных актов, раскрывающих доступ к информации о деятельности судов, других государственных и муниципальных органов власти <14>, остается актуальным вопрос об излишней закрытости, в частности, судов от государственного и общественного контроля, способствующей развитию коррупции. В силу Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <15> судьи - это, по сути, привилегированная группа людей, которая не подконтрольна и не подотчетна никому, кроме самого сообщества судей. Так, запрос в суд за предоставлением сведений о доходах судьи, его расходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, хотя и возможен со стороны общероссийских СМИ, но должен быть направлен на имя Председателя Верховного Суда РФ (Конституционного Суда РФ) и может быть отклонен, если не указана цель опубликования указанных сведений, а также если данный запрос будет расценен судом как давление на судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (до возбуждения уголовного дела) допускается на основании решения, принимаемого судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей. Вследствие этого, с учетом корпоративной солидарности членов таких коллегий, доступ и сбор информации по правонарушениям, допущенным судьями, весьма затруднителен. Порядок формирования судейских сообществ, в частности квалификационных коллегий судей, исключает прямое делегирование представителей общественности (представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ). В этой связи в научной литературе высказывались предложения разнообразить составы квалифицированных коллегий судей за счет не ангажированных представителей научного сообщества (профессорско-преподавательского состава юридических вузов) <16>. Представляется необходимым расширить возможности доступа СМИ и общественности к присутствию и освещению хода судебных заседаний, особенно по делам, связанным с коррупционными правонарушениями, усилить гарантии СМИ и граждан на обжалование отказов в присутствии на судебных заседаниях, а также в предоставлении необходимой для защиты прав и свобод граждан информации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным органом субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным органом субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума, представителем общественности в квалификационных коллегиях судей, а также входить в органы управления государственных корпораций.
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума, представителем общественности в квалификационных коллегиях судей, а также входить в органы управления государственных корпораций.
Интервью: Административное право до сих пор базируется на советских подходах
("Закон", 2024, N 3)Специализируется в области финансового и бюджетного права. Член Экспертного совета ВАК по праву и политологии, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2012 - 2018) - представитель общественности. Имеет Благодарность Президента РФ 2013 года за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность.
("Закон", 2024, N 3)Специализируется в области финансового и бюджетного права. Член Экспертного совета ВАК по праву и политологии, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2012 - 2018) - представитель общественности. Имеет Благодарность Президента РФ 2013 года за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<5> Федеральным законодательством и международными договорами Совету Федерации предоставлены такие полномочия, как: назначение одной трети состава Центральной избирательной комиссии, назначение и освобождение от должности 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности, судей Экономического суда СНГ по представлению Президента РФ.
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<5> Федеральным законодательством и международными договорами Совету Федерации предоставлены такие полномочия, как: назначение одной трети состава Центральной избирательной комиссии, назначение и освобождение от должности 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности, судей Экономического суда СНГ по представлению Президента РФ.