Председатель конституционного суда Кабардино-Балкарской республики
Подборка наиболее важных документов по запросу Председатель конституционного суда Кабардино-Балкарской республики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экзаменационные комиссии как пространство взаимодействия юридических профессий в России
(Боголюбов Е.А., Дидикова М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<18> Кабардино-Балкарская Республика, Московская область и Республика Адыгея.
(Боголюбов Е.А., Дидикова М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<18> Кабардино-Балкарская Республика, Московская область и Республика Адыгея.
Статья: Учреждение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации: основные правовые проблемы и пути их решения (на опыте Иркутской области)
(Игнатенко В.В., Петров А.А., Праскова С.В.)
("Журнал конституционного правосудия", 2015, NN 5, 6)Несмотря на эту судебную практику, отдельные регионы по-прежнему сохраняют положения об особых квалификационных коллегиях. Так, ч. 3 ст. 1102 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" предусмотрено, что квалификационная аттестация судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и присвоение квалификационного класса осуществляются Квалификационной коллегией Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, образуемой в составе Председателя Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, заместителей Председателя Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, судьи-секретаря Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики и иных судей Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, других авторитетных специалистов в области права, а также представителей общественности. Аналогичное регулирование закреплено в законах Республики Марий Эл <24> и Республики Коми <25>.
(Игнатенко В.В., Петров А.А., Праскова С.В.)
("Журнал конституционного правосудия", 2015, NN 5, 6)Несмотря на эту судебную практику, отдельные регионы по-прежнему сохраняют положения об особых квалификационных коллегиях. Так, ч. 3 ст. 1102 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" предусмотрено, что квалификационная аттестация судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и присвоение квалификационного класса осуществляются Квалификационной коллегией Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, образуемой в составе Председателя Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, заместителей Председателя Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, судьи-секретаря Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики и иных судей Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, других авторитетных специалистов в области права, а также представителей общественности. Аналогичное регулирование закреплено в законах Республики Марий Эл <24> и Республики Коми <25>.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2007 N 715-О-П
"По ходатайствам граждан Бабаева Магомеда Белякаевича и Гуртуева Оюса Бертовича об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 171-О-П"3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
"По ходатайствам граждан Бабаева Магомеда Белякаевича и Гуртуева Оюса Бертовича об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 171-О-П"3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 N 171-О-П
"По жалобе гражданина О.Б. Гуртуева и коллективной жалобе граждан - жителей Кабардино-Балкарской Республики на нарушение их конституционных прав положениями Законов Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики", "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
"По жалобе гражданина О.Б. Гуртуева и коллективной жалобе граждан - жителей Кабардино-Балкарской Республики на нарушение их конституционных прав положениями Законов Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики", "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Статья: О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов
(Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2014, N 4)На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
(Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2014, N 4)На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
Статья: Конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица субъекта федерации в связи с выражением недоверия со стороны законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации
(Махов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 1)Конституция Кабардино-Балкарской Республики (КБР) к полномочиям главы республики относит:
(Махов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 1)Конституция Кабардино-Балкарской Республики (КБР) к полномочиям главы республики относит:
Статья: Особенности конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2018, N 10)Регламентируя основные стадии конституционного судопроизводства, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах предусматривают обязательное предварительное рассмотрение поступивших обращений с целью выявления тех из них, которые явно не соответствуют установленным законом критериям <3>. Предварительное рассмотрение может осуществляться: аппаратом (секретариатом) суда по аналогии с порядком, установленным ст. 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и по сходным основаниям: подведомственность обращения, его соответствие требованиям закона, наличие ранее принятого решения конституционного (уставного) суда по предмету обращения и др. (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Коми, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Калининградская область); председателем суда (республики Адыгея, Карелия, Карачаево-Черкесская Республика, Московская и Свердловская области); коллегией из трех судей (Республика Саха (Якутия)).
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2018, N 10)Регламентируя основные стадии конституционного судопроизводства, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах предусматривают обязательное предварительное рассмотрение поступивших обращений с целью выявления тех из них, которые явно не соответствуют установленным законом критериям <3>. Предварительное рассмотрение может осуществляться: аппаратом (секретариатом) суда по аналогии с порядком, установленным ст. 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и по сходным основаниям: подведомственность обращения, его соответствие требованиям закона, наличие ранее принятого решения конституционного (уставного) суда по предмету обращения и др. (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Коми, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Калининградская область); председателем суда (республики Адыгея, Карелия, Карачаево-Черкесская Республика, Московская и Свердловская области); коллегией из трех судей (Республика Саха (Якутия)).
Статья: Вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
(Морозова А.С., Плахтий Е.В.)
("Российская юстиция", 2013, N 3)<8> Миронов Д.Н. Основы юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное правосудие. 2002. N 4.
(Морозова А.С., Плахтий Е.В.)
("Российская юстиция", 2013, N 3)<8> Миронов Д.Н. Основы юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное правосудие. 2002. N 4.
"Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность: Монография"
(Миряшева Е.В., Павликов С.Г., Сафонов В.Е.)
("Российский государственный университет правосудия", 2015)7. Установление круга лиц, выполняющих организационные и представительские функции в конституционных (уставных) судах; их ранее реализовывали такие должностные лица, как председатель, заместитель председателя и секретарь суда (республики Дагестан, Северная Осетия - Алания, Калининградская область, г. Санкт-Петербург). В Республике Адыгея избирался только председатель суда, в Красноярском крае - председатель и секретарь суда, в Республике Марий Эл, Свердловской области - председатель суда и его заместитель, в Республике Северная Осетия - Алания до 2006 г. существовала должность первого заместителя председателя Конституционного суда. Указанные должностные лица избирались разными способами:
(Миряшева Е.В., Павликов С.Г., Сафонов В.Е.)
("Российский государственный университет правосудия", 2015)7. Установление круга лиц, выполняющих организационные и представительские функции в конституционных (уставных) судах; их ранее реализовывали такие должностные лица, как председатель, заместитель председателя и секретарь суда (республики Дагестан, Северная Осетия - Алания, Калининградская область, г. Санкт-Петербург). В Республике Адыгея избирался только председатель суда, в Красноярском крае - председатель и секретарь суда, в Республике Марий Эл, Свердловской области - председатель суда и его заместитель, в Республике Северная Осетия - Алания до 2006 г. существовала должность первого заместителя председателя Конституционного суда. Указанные должностные лица избирались разными способами:
Статья: Институционализация судебной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Буранов З.М.)
("Мировой судья", 2008, NN 9, 10)В целом в разных субъектах Российской Федерации по-разному формируется состав конституционного суда. В одних - председатель, заместитель председателя и судья-секретарь избираются судьями из своего состава (в Южном федеральном округе такая ситуация характерна для Адыгеи, Дагестана и др.). В Татарстане председатель суда утверждается Парламентом по предложению судей, а в Тыве - по предложению членов суда и с согласия Президента Верховный Хурал избирает председателя суда. В Кабардино-Балкарии, так же как и в Бурятии, Карелии, Коми, председатель избирается парламентом по предложению главы республики.
(Буранов З.М.)
("Мировой судья", 2008, NN 9, 10)В целом в разных субъектах Российской Федерации по-разному формируется состав конституционного суда. В одних - председатель, заместитель председателя и судья-секретарь избираются судьями из своего состава (в Южном федеральном округе такая ситуация характерна для Адыгеи, Дагестана и др.). В Татарстане председатель суда утверждается Парламентом по предложению судей, а в Тыве - по предложению членов суда и с согласия Президента Верховный Хурал избирает председателя суда. В Кабардино-Балкарии, так же как и в Бурятии, Карелии, Коми, председатель избирается парламентом по предложению главы республики.
Статья: Конституционное судопроизводство по жалобам граждан и их объединений как механизм защиты конституционных прав личности
(Артемова С.Т.)
("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 3)После первоначального изучения поступившей жалобы Секретариатом конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации председатель суда (Адыгея, Башкортостан, Карелия, Свердловская область) или секретариат (аппарат) - Кабардино-Балкария, Коми, Марий-Эл, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Калининградская область - возвращает жалобу заявителю с письменным указанием причин, если:
(Артемова С.Т.)
("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 3)После первоначального изучения поступившей жалобы Секретариатом конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации председатель суда (Адыгея, Башкортостан, Карелия, Свердловская область) или секретариат (аппарат) - Кабардино-Балкария, Коми, Марий-Эл, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Калининградская область - возвращает жалобу заявителю с письменным указанием причин, если:
Статья: Уставные суды - во все регионы
(Кряжков В.)
("Российская юстиция", N 4, 2001)Председатель Конституционного Суда Кабардино - Балкарской Республики А. Геляхов, дополняя сказанное коллегами, привел пример того, как прокурор потребовал привести в соответствие с федеральными законами Конституцию Республики, и местные парламентарии (вопреки своим полномочиям) приостановили действие ее важнейших положений. Касаясь региональной конституционной юстиции, выступающий подчеркнул, что многие ее проблемы проистекают из-за нечетких формулировок Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" о порядке создания и упразднения конституционных (уставных) судов (ст. 17), их компетенции и финансирования (ст. 27). Они могут еще более обостриться с появлением административных судов, если, конечно, их юрисдикция не будет соотнесена с полномочиями конституционных судов. Во всяком случае административные суды не должны рассматривать споры о конституционной компетенции между органами государственной власти.
(Кряжков В.)
("Российская юстиция", N 4, 2001)Председатель Конституционного Суда Кабардино - Балкарской Республики А. Геляхов, дополняя сказанное коллегами, привел пример того, как прокурор потребовал привести в соответствие с федеральными законами Конституцию Республики, и местные парламентарии (вопреки своим полномочиям) приостановили действие ее важнейших положений. Касаясь региональной конституционной юстиции, выступающий подчеркнул, что многие ее проблемы проистекают из-за нечетких формулировок Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" о порядке создания и упразднения конституционных (уставных) судов (ст. 17), их компетенции и финансирования (ст. 27). Они могут еще более обостриться с появлением административных судов, если, конечно, их юрисдикция не будет соотнесена с полномочиями конституционных судов. Во всяком случае административные суды не должны рассматривать споры о конституционной компетенции между органами государственной власти.
Статья: Институт конституционной жалобы в субъектах Российской Федерации: нормативные модели и практика их реализации
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 9)В некоторых субъектах Федерации установлены нормы о том, что суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению оспариваемый закон или иной нормативный акт, вправе приостановить производство по данному делу до принятия решения конституционным (уставным) судом (Республики Дагестан, Ингушетия, Коми, Марий Эл, Чеченская Республика). А в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. N 38-РЗ "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" (ч. 2 ст. 82) закреплено не только право суда или иного органа, рассматривающего дело, приостановить производство, но даже и его обязанность совершить данное процессуальное действие, если Председателем Конституционного Суда Республики направлено соответствующее требование. Между тем Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации <9> (ст. 215, 216) не предусматривает подобного основания для приостановления гражданского дела. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <10> (п. 1 ч. 1 ст. 143) устанавливает обязанность арбитражного суда приостановить производство в случае "невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации...". Но среди норм данного Кодекса (ст. 144), регламентирующих право арбитражного суда на приостановление производства по делу, нет законоположений, устанавливающих возможность совершения такого процессуального действия в связи с рассмотрением жалобы гражданина органом конституционного правосудия. Представляется, что федеральное процессуальное законодательство необходимо дополнить соответствующими нормами, которые позволяли бы обеспечить эффективное взаимодействие судебных органов конституционного (уставного) контроля и иных судов.
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 9)В некоторых субъектах Федерации установлены нормы о том, что суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению оспариваемый закон или иной нормативный акт, вправе приостановить производство по данному делу до принятия решения конституционным (уставным) судом (Республики Дагестан, Ингушетия, Коми, Марий Эл, Чеченская Республика). А в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. N 38-РЗ "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" (ч. 2 ст. 82) закреплено не только право суда или иного органа, рассматривающего дело, приостановить производство, но даже и его обязанность совершить данное процессуальное действие, если Председателем Конституционного Суда Республики направлено соответствующее требование. Между тем Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации <9> (ст. 215, 216) не предусматривает подобного основания для приостановления гражданского дела. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <10> (п. 1 ч. 1 ст. 143) устанавливает обязанность арбитражного суда приостановить производство в случае "невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации...". Но среди норм данного Кодекса (ст. 144), регламентирующих право арбитражного суда на приостановление производства по делу, нет законоположений, устанавливающих возможность совершения такого процессуального действия в связи с рассмотрением жалобы гражданина органом конституционного правосудия. Представляется, что федеральное процессуальное законодательство необходимо дополнить соответствующими нормами, которые позволяли бы обеспечить эффективное взаимодействие судебных органов конституционного (уставного) контроля и иных судов.
Статья: К вопросу о потенциальных полномочиях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
(Геляхов А.С.)
("Журнал конституционного правосудия", 2008, N 4)Геляхов А.С., Председатель Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный юрист Российской Федерации.
(Геляхов А.С.)
("Журнал конституционного правосудия", 2008, N 4)Геляхов А.С., Председатель Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный юрист Российской Федерации.