Предоставление жилого помещения собственнику взамен аварийного

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилого помещения собственнику взамен аварийного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Собственник жилого помещения хочет обязать Уполномоченный орган предоставить взамен изымаемого другое жилое помещение
(КонсультантПлюс, 2024)
Уполномоченным органом принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Собственник считает, что Уполномоченный орган обязан предоставить ему другое жилое помещение взамен изымаемого.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2022 N 88-4715/2022, 2-6820/2021
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О понуждении заключить договор социального найма (в т.ч. о предоставлении жилого помещения).
Обстоятельства: Истец указала в обоснование заявленных требований, что она является собственником жилого помещения. Жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации. Техническим заключением установлена опасность внезапного обрушения дома. Считает, что ответчик обязан предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по общей площади равнозначное ранее занимаемому жилому помещению и находящееся в черте города.
Решение: Отказано.
Рассматривая дело суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что сам по себе факт проживания собственника в принадлежащем ему аварийном жилом помещении, которое может обрушиться (в том числе собственника, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья), не влечет в безусловном порядке возникновение у администрации обязанности по внеочередному обеспечению этого собственника иным (по договору соцнайма) жилым помещением взамен аварийного. В то же время, не исключается возможность временного решения жилищного вопроса такого собственника в порядке, урегулированном ст. ст. 95, 106 ЖК РФ (маневренное жилье).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, в общем случае устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06).
Статья: Снос домов и компенсации. Анализ споров
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 5)
Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 25 июня 2019 г. N 1-КГ19-10 указала на обязанность нижестоящих судов исследовать вопрос, содержит ли региональное законодательство положения, предусматривающие возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. В случае отсутствия таких положений требования органа публичной власти доплатить за жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, незаконны. По другому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 18 сентября 2018 г. N 81-КГ18-14 указала на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что согласно региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов правом на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обладают исключительно собственники, которые непосредственно проживают в жилых помещениях в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и не имеющие в собственности иное жилое помещение. Также Верховный Суд указал следующее разъяснение жилищного законодательства РФ по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда: отсутствие в региональном законодательстве предусмотренного объема финансирования на выкуп изымаемых жилых помещений в признанном аварийном многоквартирном жилом доме не может служить основанием для лишения собственника права на получение стоимости изымаемого имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 14-КГ16-13).

Нормативные акты

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)
Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилые помещения, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ) указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.