Предоставление земельных участков органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...государственная регистрация права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)...государственная регистрация права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Как правильно отмечено судами, в рассматриваемом случае наличие оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не является безусловным основанием для заключения договора аренды без проведения торгов, поскольку орган государственной власти или местного самоуправления при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в собственность без проведения торгов обязан проверить наличие или отсутствие всех оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 23.10.2024 N 03-07-11/102802)Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 23.10.2024 N 03-07-11/102802)Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1.2. Выдача градостроительного плана земельного участка, который образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в целях комплексного развития территории допускается до образования такого земельного участка при наличии проекта планировки территории на основании проекта межевания территории и (или) схемы расположения такого земельного участка или таких земельных участков на кадастровом плане территории. В указанном случае в целях получения градостроительного плана земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка вправе обратиться оператор комплексного развития территории или лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории.
(ред. от 31.07.2025)1.2. Выдача градостроительного плана земельного участка, который образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в целях комплексного развития территории допускается до образования такого земельного участка при наличии проекта планировки территории на основании проекта межевания территории и (или) схемы расположения такого земельного участка или таких земельных участков на кадастровом плане территории. В указанном случае в целях получения градостроительного плана земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка вправе обратиться оператор комплексного развития территории или лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории.
Ситуация: В чем суть дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для оформления прав на указанные земельный участок и жилой дом необходимо обратиться в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков (например, орган местного самоуправления), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок не образован) или о предоставлении земельного участка. К заявлению прилагаются необходимые документы (ст. 39.2, пп. 2, 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ; п. п. 1, 5 - 7 ст. 3.8 Закона N 137-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для оформления прав на указанные земельный участок и жилой дом необходимо обратиться в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков (например, орган местного самоуправления), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок не образован) или о предоставлении земельного участка. К заявлению прилагаются необходимые документы (ст. 39.2, пп. 2, 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ; п. п. 1, 5 - 7 ст. 3.8 Закона N 137-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 г. разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта такого объекта недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 ст. 52 ГсК РФ. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с ЗК РФ допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством РФ. При отражении в техническом плане сведений о местоположении сооружения на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно отражаются границы территории, если сооружение размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с координатами характерных точек границ такой территории, указанными в акте органа местного самоуправления или органа государственной власти, разрешающем размещение данного сооружения, копия которого включается в состав приложения к техническому плану (ч. 8).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 г. разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта такого объекта недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 ст. 52 ГсК РФ. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с ЗК РФ допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством РФ. При отражении в техническом плане сведений о местоположении сооружения на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно отражаются границы территории, если сооружение размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с координатами характерных точек границ такой территории, указанными в акте органа местного самоуправления или органа государственной власти, разрешающем размещение данного сооружения, копия которого включается в состав приложения к техническому плану (ч. 8).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Договор комплексного развития (освоения) территории заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющими земельный участок для комплексного освоения территории, и юридическим лицом, признанным победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 69 комментируемого Кодекса. Он может также заключаться с иным участником торгов, определяемым в соответствии с указанной статьей, либо с правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости в соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 66 и со ст. 70 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Договор комплексного развития (освоения) территории заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющими земельный участок для комплексного освоения территории, и юридическим лицом, признанным победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 69 комментируемого Кодекса. Он может также заключаться с иным участником торгов, определяемым в соответствии с указанной статьей, либо с правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости в соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 66 и со ст. 70 комментируемого Кодекса.
Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
Вопрос: Об НДС при предоставлении ОМСУ прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) и прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924)Вопрос: Об НДС при предоставлении ОМСУ прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) и прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924)Вопрос: Об НДС при предоставлении ОМСУ прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) и прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Закон Омской области N 1741-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" устанавливает случаи, порядок и особенности предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно. В соответствии с этим Законом для приобретения земельного участка один из родителей (усыновителей) подает заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в орган МСУ муниципального района (городского округа) по месту жительства. Орган МСУ муниципального района принимает решение о постановке на учет гражданина или об отказе в постановке на учет. При этом обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры должно предшествовать предоставлению таких земельных участков льготным категориям граждан.
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Закон Омской области N 1741-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" устанавливает случаи, порядок и особенности предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно. В соответствии с этим Законом для приобретения земельного участка один из родителей (усыновителей) подает заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в орган МСУ муниципального района (городского округа) по месту жительства. Орган МСУ муниципального района принимает решение о постановке на учет гражданина или об отказе в постановке на учет. При этом обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры должно предшествовать предоставлению таких земельных участков льготным категориям граждан.
Ситуация: Как оформить в собственность (приватизировать) предоставленный гражданину земельный участок и расположенный на нем жилой дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, если земельный участок предоставлен органом государственной власти или местного самоуправления в собственность гражданина до 31.01.1998, гражданин уже является собственником такого земельного участка и оформление (регистрация) права собственности на него по своей сути не является приватизацией.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, если земельный участок предоставлен органом государственной власти или местного самоуправления в собственность гражданина до 31.01.1998, гражданин уже является собственником такого земельного участка и оформление (регистрация) права собственности на него по своей сути не является приватизацией.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения1.1. Является ли основанием для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендатора принятие субъектом РФ или органом местного самоуправления нормативного акта, препятствующего строительству на предоставленном для этих целей земельном участке
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, ВРИ которого допускает строительство ОКС, или принявшими решение об изменении ВРИ земельного участка на ВРИ, предусматривающий такое строительство, если не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 и 2) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, ВРИ которого допускает строительство ОКС, или принявшими решение об изменении ВРИ земельного участка на ВРИ, предусматривающий такое строительство, если не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 и 2) <1>.