Предоставление земельных участков многодетным семьям янао
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков многодетным семьям янао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023 N 88-21874/2023 (УИД 89RS0003-01-2023-000175-18)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в качестве участника мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья.
Обстоятельства: Истице отказано в признании участницей жилищной программы в связи с достижением совершеннолетия ее сыном. Поскольку сын проходит обучение по очной форме в государственном профессиональном образовательном учреждении, семья не утратила право на участие в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Решение: Отказано.При этом суд первой инстанции отклонил доводы прокурора о применении в данном случае по аналогии права положений пункта 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданами, имеющими трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 года N 110-П, предусматривающего сохранение права на получение указанной социальной выплаты до окончания ребенком, достигшим 18 лет, освоения образовательных программ по очной форме обучения, ввиду отсутствия оснований для применения аналогии права.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в качестве участника мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья.
Обстоятельства: Истице отказано в признании участницей жилищной программы в связи с достижением совершеннолетия ее сыном. Поскольку сын проходит обучение по очной форме в государственном профессиональном образовательном учреждении, семья не утратила право на участие в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Решение: Отказано.При этом суд первой инстанции отклонил доводы прокурора о применении в данном случае по аналогии права положений пункта 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданами, имеющими трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 года N 110-П, предусматривающего сохранение права на получение указанной социальной выплаты до окончания ребенком, достигшим 18 лет, освоения образовательных программ по очной форме обучения, ввиду отсутствия оснований для применения аналогии права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение интересов лиц, которым предоставляется "арктический гектар", и коренных малочисленных народов
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<2> URL: https://надальнийвосток.рф/news/detail?id=784 (дата обращения: 13.06.2024). Наибольшее количество заявлений поступило на земельные участки в Мурманской области (2 440), Архангельской области (876) и Ямало-Ненецком автономном округе (553), а также в Республике Карелия (420).
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<2> URL: https://надальнийвосток.рф/news/detail?id=784 (дата обращения: 13.06.2024). Наибольшее количество заявлений поступило на земельные участки в Мурманской области (2 440), Архангельской области (876) и Ямало-Ненецком автономном округе (553), а также в Республике Карелия (420).
Статья: Некоторые проблемы правовой квалификации недвижимости в качестве объектов капитального строительства
(Алексеева Е.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2020, N 2)<26> Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2017 г. N 1776 "Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Салехард" // СПС "Гарант".
(Алексеева Е.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2020, N 2)<26> Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2017 г. N 1776 "Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Салехард" // СПС "Гарант".
Нормативные акты
Доклад Уполномоченного по правам человека в МО и его аппарата
"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2021 году"Практика свидетельствует о том, что в ряде субъектов семьям, имеющим трех и более детей, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. К примеру, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с согласия семьи может быть предоставлена денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения (Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Тульская область, Тюменская область, Мурманская область, Свердловская область). Распространена также практика предоставления сертификата на улучшение жилищных условий (Нижегородская область, Ростовская область, Ленинградская область). Размеры выплат предусмотрены уже в 21 субъекте и варьируются в среднем от 200 до 350 тыс. рублей.
"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2021 году"Практика свидетельствует о том, что в ряде субъектов семьям, имеющим трех и более детей, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. К примеру, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с согласия семьи может быть предоставлена денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения (Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Тульская область, Тюменская область, Мурманская область, Свердловская область). Распространена также практика предоставления сертификата на улучшение жилищных условий (Нижегородская область, Ростовская область, Ленинградская область). Размеры выплат предусмотрены уже в 21 субъекте и варьируются в среднем от 200 до 350 тыс. рублей.
Проект Федерального закона N 8-302
"О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.12.2022)Вместе с тем действующий правовой механизм не учитывает условия, при которых граждане, имеющие трех и более детей, получившие земельные участки на территории регионов Арктической зоны, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе, вынуждены осваивать земельные участки в целях строительства жилых домов.
"О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.12.2022)Вместе с тем действующий правовой механизм не учитывает условия, при которых граждане, имеющие трех и более детей, получившие земельные участки на территории регионов Арктической зоны, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе, вынуждены осваивать земельные участки в целях строительства жилых домов.
Статья: Об изъятии земельного участка
(Давыдова О.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9)Судьи на местах руководствуются представленной позицией высшего арбитра (например, Постановления ФАС МО от 18.05.2012 N А40-77804/11-91-333, ФАС УО от 29.09.2010 N Ф09-8010/10-С3). Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 01.03.2011 N А81-1212/2009 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09 привели такие аргументы. Возникновение убытков у общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельными участками по специальным основаниям (распоряжения губернатора и администрации Ямало-Ненецкого автономного округа) и не зависело от волеизъявления налогоплательщика, в связи с чем убытки, причиненные землепользователю изъятием земельных участков, включаются в выкупную цену, порядок определения которой урегулирован гражданским законодательством. Средства, полученные обществом в виде компенсации убытков (упущенной выгоды) по причине изъятия земельных участков, в силу п. 3 ст. 250, ст. 317 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций. Напомним: согласно п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. В ст. 317 НК РФ прописан порядок налогового учета этих доходов. Так, при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.
(Давыдова О.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9)Судьи на местах руководствуются представленной позицией высшего арбитра (например, Постановления ФАС МО от 18.05.2012 N А40-77804/11-91-333, ФАС УО от 29.09.2010 N Ф09-8010/10-С3). Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 01.03.2011 N А81-1212/2009 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09 привели такие аргументы. Возникновение убытков у общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельными участками по специальным основаниям (распоряжения губернатора и администрации Ямало-Ненецкого автономного округа) и не зависело от волеизъявления налогоплательщика, в связи с чем убытки, причиненные землепользователю изъятием земельных участков, включаются в выкупную цену, порядок определения которой урегулирован гражданским законодательством. Средства, полученные обществом в виде компенсации убытков (упущенной выгоды) по причине изъятия земельных участков, в силу п. 3 ст. 250, ст. 317 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций. Напомним: согласно п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. В ст. 317 НК РФ прописан порядок налогового учета этих доходов. Так, при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2020, N 13)Проект Закона N 967957-7. Внесен в Госдуму 04.06.2020 Законодательным собранием ЯНАО
("Главная книга", 2020, N 13)Проект Закона N 967957-7. Внесен в Госдуму 04.06.2020 Законодательным собранием ЯНАО
Статья: Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута
(Малеина М.Н.)
("Журнал российского права", 2004, N 12)В Постановлении губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2003 г. "Об утверждении Временного порядка принятия решений о предоставлении земельных участков под изыскательские работы, объекты строительства и расширение действующих организаций топливно-энергетического комплекса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до разграничения государственной собственности на землю" указывается, что орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования автономного округа организует работу по проведению в случае выявленной необходимости референдума по поводу установления публичного сервитута (п. 12.3). Однако такая формулировка не соответствует Земельному кодексу, поскольку: а) референдум как форма участия общественности в принятии решений отличается от общественных слушаний тем, что участники, хотя и выражают свое мнение, но не участвуют в публичном обсуждении, то есть не имеют возможности влиять на изменение общественного мнения; б) общественные слушания в связи с установлением публичного сервитута проводятся обязательно, а не только в случае, когда орган местного самоуправления сочтет их проведение необходимым.
(Малеина М.Н.)
("Журнал российского права", 2004, N 12)В Постановлении губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2003 г. "Об утверждении Временного порядка принятия решений о предоставлении земельных участков под изыскательские работы, объекты строительства и расширение действующих организаций топливно-энергетического комплекса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до разграничения государственной собственности на землю" указывается, что орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования автономного округа организует работу по проведению в случае выявленной необходимости референдума по поводу установления публичного сервитута (п. 12.3). Однако такая формулировка не соответствует Земельному кодексу, поскольку: а) референдум как форма участия общественности в принятии решений отличается от общественных слушаний тем, что участники, хотя и выражают свое мнение, но не участвуют в публичном обсуждении, то есть не имеют возможности влиять на изменение общественного мнения; б) общественные слушания в связи с установлением публичного сервитута проводятся обязательно, а не только в случае, когда орган местного самоуправления сочтет их проведение необходимым.
Статья: Налоговые льготы в свете нового порядка взимания налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций
(Семкина Т.И., Логинова Т.А.)
("Финансы", 2016, N 10)В ряде муниципальных образований при предоставлении льготы учитывается размер дохода налогоплательщиков, что кажется нам справедливым. Так, в Рязани льгота предоставляется членам семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а также учащиеся дневной формы обучения, аспиранты, ординаторы, студенты, курсанты в возрасте до 24 лет, если доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума; в г. Белгороде - лицам, имеющим на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей и имеющим среднедушевой доход ниже установленного законодательством Белгородской области прожиточного минимума; в г. Нижнем Новгороде - гражданам, признанным малоимущими в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"; в г. Чебоксары - собственникам имущества (жилые дома, квартиры), имеющим трех и более несовершеннолетних детей и доход которых не превышает уровня прожиточного минимума; в г. Салехард - семьям, имеющим трех и более детей и у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного правительством Ямало-Ненецкого автономного округа; в городском поселении Истра (Московская область) освобождается на 20% от уплаты налога имущество физических лиц членов многодетных семей, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области (за исключением имущества, которое может использоваться в предпринимательской деятельности); в г. Междуреченске (Кемеровская область) льгота дается малоимущим гражданам, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в целом по Кемеровской области в расчете на душу населения на начало года, за который предоставляется налоговая льгота.
(Семкина Т.И., Логинова Т.А.)
("Финансы", 2016, N 10)В ряде муниципальных образований при предоставлении льготы учитывается размер дохода налогоплательщиков, что кажется нам справедливым. Так, в Рязани льгота предоставляется членам семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а также учащиеся дневной формы обучения, аспиранты, ординаторы, студенты, курсанты в возрасте до 24 лет, если доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума; в г. Белгороде - лицам, имеющим на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей и имеющим среднедушевой доход ниже установленного законодательством Белгородской области прожиточного минимума; в г. Нижнем Новгороде - гражданам, признанным малоимущими в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"; в г. Чебоксары - собственникам имущества (жилые дома, квартиры), имеющим трех и более несовершеннолетних детей и доход которых не превышает уровня прожиточного минимума; в г. Салехард - семьям, имеющим трех и более детей и у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного правительством Ямало-Ненецкого автономного округа; в городском поселении Истра (Московская область) освобождается на 20% от уплаты налога имущество физических лиц членов многодетных семей, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области (за исключением имущества, которое может использоваться в предпринимательской деятельности); в г. Междуреченске (Кемеровская область) льгота дается малоимущим гражданам, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в целом по Кемеровской области в расчете на душу населения на начало года, за который предоставляется налоговая льгота.
Вопрос: Какие меры поддержки предусмотрены для резидентов Арктической зоны?
(Консультация эксперта, 2025)на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: 1,1% в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного при реализации на территории автономного округа инвестиционных проектов в сфере экономической деятельности, предусмотренной разделом N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" (класс 79) ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в рамках исполнения соглашений. Ставка применяется в течение 3 лет с даты признания имущества объектом налогообложения (п. п. 1, 2 ст. 2.5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.11.2003 N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций").
(Консультация эксперта, 2025)на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: 1,1% в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного при реализации на территории автономного округа инвестиционных проектов в сфере экономической деятельности, предусмотренной разделом N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" (класс 79) ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в рамках исполнения соглашений. Ставка применяется в течение 3 лет с даты признания имущества объектом налогообложения (п. п. 1, 2 ст. 2.5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.11.2003 N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций").
"Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
(постатейный)
(Антонова С.Л., Белозеров А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1167 "Об учреждении в Ямало-Ненецком автономном округе Государственного природного заповедника "Гыданский" Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды";
(постатейный)
(Антонова С.Л., Белозеров А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1167 "Об учреждении в Ямало-Ненецком автономном округе Государственного природного заповедника "Гыданский" Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды";
Ситуация: В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ямало-Ненецкий автономный округ (территории, определенные законом субъекта РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ямало-Ненецкий автономный округ (территории, определенные законом субъекта РФ).
Статья: Доступный бизнес. Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг
(Сидоркин В.Г., Чернышов В.В.)
("Прокурор", 2013, N 3)Такие нарушения пресечены прокурорами в Республике Бурятия, Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском краях, Липецкой, Псковской, Ростовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
(Сидоркин В.Г., Чернышов В.В.)
("Прокурор", 2013, N 3)Такие нарушения пресечены прокурорами в Республике Бурятия, Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском краях, Липецкой, Псковской, Ростовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросам социальной поддержки граждан
("Официальный сайт Президента РФ, 2022)Пожалуйста, Ямало-Ненецкий автономный округ, Дмитрий Андреевич.
("Официальный сайт Президента РФ, 2022)Пожалуйста, Ямало-Ненецкий автономный округ, Дмитрий Андреевич.
Статья: Проблемы правовой защиты отдельных народов Российской Федерации
(Иванов С.О.)
("Право и политика", N 6, 2004)В качестве примеров следует привести и Уставы (Основные законы) Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Так, Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа <*> в статье 37 определил, что Дума автономного округа состоит из 25 депутатов, из них 5 депутатов - представители коренных малочисленных народов Севера, при этом согласно пункту 2 статьи 41 депутаты Думы, избранные по единому многомандатному избирательному округу, составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, а председатель этой Ассамблеи является заместителем Председателя Думы. Помимо этого, данный Устав в статье 67 установил, что законопроекты, непосредственно затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов Севера, принимаются Думой автономного округа после предварительного рассмотрения депутатами - членами Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа <**> в пункте 2 статьи 30 указал, что в случаях предоставления земельных участков на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей для целей, не связанных с традиционным природопользованием, органы местного самоуправления выясняют их мнение на местном референдуме, а в пункте 3 этой же статьи установил, что граждане из числа указанных народов и общностей, вынужденные покинуть территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности в связи с промышленным освоением, имеют право на компенсацию за причиненные им потери, убытки и упущенную выгоду, при этом названным гражданам гарантируется право на возвращение на территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности после проведения мероприятий по рекультивации земель на этих территориях. Данный Устав в статье 36 также предусмотрел создание Фондов возрождения культуры и содействия социальному и экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей автономного округа, которые могут финансироваться как из бюджетных средств, так и из внебюджетных средств.
(Иванов С.О.)
("Право и политика", N 6, 2004)В качестве примеров следует привести и Уставы (Основные законы) Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Так, Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа <*> в статье 37 определил, что Дума автономного округа состоит из 25 депутатов, из них 5 депутатов - представители коренных малочисленных народов Севера, при этом согласно пункту 2 статьи 41 депутаты Думы, избранные по единому многомандатному избирательному округу, составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, а председатель этой Ассамблеи является заместителем Председателя Думы. Помимо этого, данный Устав в статье 67 установил, что законопроекты, непосредственно затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов Севера, принимаются Думой автономного округа после предварительного рассмотрения депутатами - членами Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа <**> в пункте 2 статьи 30 указал, что в случаях предоставления земельных участков на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей для целей, не связанных с традиционным природопользованием, органы местного самоуправления выясняют их мнение на местном референдуме, а в пункте 3 этой же статьи установил, что граждане из числа указанных народов и общностей, вынужденные покинуть территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности в связи с промышленным освоением, имеют право на компенсацию за причиненные им потери, убытки и упущенную выгоду, при этом названным гражданам гарантируется право на возвращение на территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности после проведения мероприятий по рекультивации земель на этих территориях. Данный Устав в статье 36 также предусмотрел создание Фондов возрождения культуры и содействия социальному и экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей автономного округа, которые могут финансироваться как из бюджетных средств, так и из внебюджетных средств.