Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Оплата дополнительного выпуска акций
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, внесение в качестве вклада... в оплату акций дополнительной эмиссии акционерного общества... находящихся в государственной собственности земельных участков... по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, внесение в качестве вклада... в оплату акций дополнительной эмиссии акционерного общества... находящихся в государственной собственности земельных участков... по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор сам определить срок нового договора аренды участка для сельхозпроизводства, заключаемого по пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)"...По общему правилу, установленному подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Вправе ли арендатор сам определить срок нового договора аренды участка для сельхозпроизводства, заключаемого по пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)"...По общему правилу, установленному подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Создание широких возможностей для хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов и казачьих обществ, предполагающих их активное участие в гражданском обороте, не сопровождается достаточным правовым обеспечением. Формы хозяйствования нормативно не определяются, законодатель не предлагает ни особых моделей для складывающихся отношений, ни их специального нормативного регулирования. В результате правоприменительная практика сталкивается с многочисленными спорами, обусловленными неясной природой хозяйствования, отсутствием допустимых рамок и вариантов его ведения. К примеру, суды квалифицируют как правонарушения, приводящие к недействительности соответствующих сделок, получение казачьими обществами земельных участков при отсутствии нуждаемости в них <34>; безвозмездную уступку прав и обязанностей по договору аренды <35> и передачу в субаренду земельного участка коммерческой организации <36>; внесение права пользования земельным участком в качестве вклада по договору совместной деятельности или договору ассоциативного членства в производственном кооперативе <37> и др. Между тем причинами подобных действий могут быть и попытки казачьих обществ, не обладающих достаточными финансовыми средствами и техническими возможностями, моделировать правовые формы своей хозяйственной деятельности, привлекая универсальные договорные и иные цивилистические конструкции, не всегда пригодные и отражающие специфику складывающихся отношений. Сравнительно редки случаи, когда судебные органы, оценивая поведение казачьих обществ в рамках хозяйствования и использования земельного участка, встают на их сторону, отмечая, к примеру, что передача участка в субаренду через непродолжительное время после его получения казачьим обществом в аренду не противоречит действующему законодательству <38>. Кроме того, казачьи общества, получающие земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не имеющие реальных возможностей для их самостоятельного использования и привлекающие к этому иных лиц, вынуждены формировать особые правовые модели, пытаясь остаться в рамках правового поля. Так, суды всех инстанций признали правомерным заключение казачьим обществом с сельскохозяйственным производственным кооперативом и главой крестьянского (фермерского) хозяйства договора об обработке земли на основе взаимопомощи, по которому казачье общество в качестве вклада предоставляет земельные участки для сельскохозяйственного производства, трудовые ресурсы, очищает посадки, производит учет урожая, заключает договоры его хранения и производит его реализацию, а иные участники предоставляют сельскохозяйственную технику, транспорт, оплачивают расходы на производство сельхозпродукции, выполняют отдельные полевые работы <39>. Очевидно, что отсутствие необходимого внимания к регламентации хозяйствования казачьих обществ со стороны законодателя существенно снижает результативность их деятельности.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Создание широких возможностей для хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов и казачьих обществ, предполагающих их активное участие в гражданском обороте, не сопровождается достаточным правовым обеспечением. Формы хозяйствования нормативно не определяются, законодатель не предлагает ни особых моделей для складывающихся отношений, ни их специального нормативного регулирования. В результате правоприменительная практика сталкивается с многочисленными спорами, обусловленными неясной природой хозяйствования, отсутствием допустимых рамок и вариантов его ведения. К примеру, суды квалифицируют как правонарушения, приводящие к недействительности соответствующих сделок, получение казачьими обществами земельных участков при отсутствии нуждаемости в них <34>; безвозмездную уступку прав и обязанностей по договору аренды <35> и передачу в субаренду земельного участка коммерческой организации <36>; внесение права пользования земельным участком в качестве вклада по договору совместной деятельности или договору ассоциативного членства в производственном кооперативе <37> и др. Между тем причинами подобных действий могут быть и попытки казачьих обществ, не обладающих достаточными финансовыми средствами и техническими возможностями, моделировать правовые формы своей хозяйственной деятельности, привлекая универсальные договорные и иные цивилистические конструкции, не всегда пригодные и отражающие специфику складывающихся отношений. Сравнительно редки случаи, когда судебные органы, оценивая поведение казачьих обществ в рамках хозяйствования и использования земельного участка, встают на их сторону, отмечая, к примеру, что передача участка в субаренду через непродолжительное время после его получения казачьим обществом в аренду не противоречит действующему законодательству <38>. Кроме того, казачьи общества, получающие земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не имеющие реальных возможностей для их самостоятельного использования и привлекающие к этому иных лиц, вынуждены формировать особые правовые модели, пытаясь остаться в рамках правового поля. Так, суды всех инстанций признали правомерным заключение казачьим обществом с сельскохозяйственным производственным кооперативом и главой крестьянского (фермерского) хозяйства договора об обработке земли на основе взаимопомощи, по которому казачье общество в качестве вклада предоставляет земельные участки для сельскохозяйственного производства, трудовые ресурсы, очищает посадки, производит учет урожая, заключает договоры его хранения и производит его реализацию, а иные участники предоставляют сельскохозяйственную технику, транспорт, оплачивают расходы на производство сельхозпродукции, выполняют отдельные полевые работы <39>. Очевидно, что отсутствие необходимого внимания к регламентации хозяйствования казачьих обществ со стороны законодателя существенно снижает результативность их деятельности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В процессе рассмотрения дела представитель органа социальной защиты населения указал, что основанием для отказа П. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка явилось то обстоятельство, что суммарная площадь земельных участков, принадлежащих семье П. и подлежащих учету при определении наличия у нее права на получение этой выплаты, включая земельный участок для сельскохозяйственного производства, превышает 1 гектар.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В процессе рассмотрения дела представитель органа социальной защиты населения указал, что основанием для отказа П. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка явилось то обстоятельство, что суммарная площадь земельных участков, принадлежащих семье П. и подлежащих учету при определении наличия у нее права на получение этой выплаты, включая земельный участок для сельскохозяйственного производства, превышает 1 гектар.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- подп. 11 предполагает предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства - на срок от 3 до 49 лет;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- подп. 11 предполагает предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства - на срок от 3 до 49 лет;
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Цель введения понятия "невостребованная земельная доля" - определение порядка выявления таких долей и признания на них права муниципальной собственности для последующего распоряжения ими или выдела в их счет земельных участков для предоставления под производство сельскохозяйственной продукции, то есть в конечном итоге - для возврата в хозяйственное использование неиспользуемых земельных участков. Этот подход показал свою работоспособность - С.А. Липски, оценивающий суммарную площадь угодий, приходившихся на невостребованные земельные доли, к началу процесса их выявления в 33 - 34 миллиона гектаров, отмечает, что на момент проведения им исследования судами уже были удовлетворены иски о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли общей площадью 19 миллионов гектаров <3>.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Цель введения понятия "невостребованная земельная доля" - определение порядка выявления таких долей и признания на них права муниципальной собственности для последующего распоряжения ими или выдела в их счет земельных участков для предоставления под производство сельскохозяйственной продукции, то есть в конечном итоге - для возврата в хозяйственное использование неиспользуемых земельных участков. Этот подход показал свою работоспособность - С.А. Липски, оценивающий суммарную площадь угодий, приходившихся на невостребованные земельные доли, к началу процесса их выявления в 33 - 34 миллиона гектаров, отмечает, что на момент проведения им исследования судами уже были удовлетворены иски о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли общей площадью 19 миллионов гектаров <3>.
Статья: Продажа земли для с/х нужд - анализ проблем и споров
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)1. Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только при отсутствии заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)1. Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только при отсутствии заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Актуальным представляется вопрос о допустимости использования береговой полосы для ведения сельскохозяйственного производства, в частности, растениеводства. Как показывает анализ судебной практики, такой вид землепользования и, соответственно, вид разрешенного использования земельного участка в составе береговой полосы может быть признан законным. Так, прокуратура предъявила иск о признании ничтожным договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Из материалов судебного дела следовало, что часть участка находилась в границах береговой полосы, что, по мнению прокуратуры, свидетельствовало о недопустимости использования спорного участка для иных целей, кроме общего пользования. Суд не согласился с мнением прокуратуры и отказал в удовлетворении иска, указав, что при первоначальном предоставлении земельного участка цель землепользования (для сельскохозяйственного производства) соответствовала действующим нормам законодательства <20>. В решении суда не сказано, о какой норме идет речь, но, вероятно, имеются в виду положения статьи 95 ЗК РСФСР и впоследствии статьи 102 ЗК РФ (в редакции до 5 июня 2006 года), о которых говорилось ранее.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Актуальным представляется вопрос о допустимости использования береговой полосы для ведения сельскохозяйственного производства, в частности, растениеводства. Как показывает анализ судебной практики, такой вид землепользования и, соответственно, вид разрешенного использования земельного участка в составе береговой полосы может быть признан законным. Так, прокуратура предъявила иск о признании ничтожным договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Из материалов судебного дела следовало, что часть участка находилась в границах береговой полосы, что, по мнению прокуратуры, свидетельствовало о недопустимости использования спорного участка для иных целей, кроме общего пользования. Суд не согласился с мнением прокуратуры и отказал в удовлетворении иска, указав, что при первоначальном предоставлении земельного участка цель землепользования (для сельскохозяйственного производства) соответствовала действующим нормам законодательства <20>. В решении суда не сказано, о какой норме идет речь, но, вероятно, имеются в виду положения статьи 95 ЗК РСФСР и впоследствии статьи 102 ЗК РФ (в редакции до 5 июня 2006 года), о которых говорилось ранее.