Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства



Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)
"...Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Оплата дополнительного выпуска акций
(КонсультантПлюс, 2025)
Таким образом, внесение в качестве вклада... в оплату акций дополнительной эмиссии акционерного общества... находящихся в государственной собственности земельных участков... по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков..."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор сам определить срок нового договора аренды участка для сельхозпроизводства, заключаемого по пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)
"...По общему правилу, установленному подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)
Создание широких возможностей для хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов и казачьих обществ, предполагающих их активное участие в гражданском обороте, не сопровождается достаточным правовым обеспечением. Формы хозяйствования нормативно не определяются, законодатель не предлагает ни особых моделей для складывающихся отношений, ни их специального нормативного регулирования. В результате правоприменительная практика сталкивается с многочисленными спорами, обусловленными неясной природой хозяйствования, отсутствием допустимых рамок и вариантов его ведения. К примеру, суды квалифицируют как правонарушения, приводящие к недействительности соответствующих сделок, получение казачьими обществами земельных участков при отсутствии нуждаемости в них <34>; безвозмездную уступку прав и обязанностей по договору аренды <35> и передачу в субаренду земельного участка коммерческой организации <36>; внесение права пользования земельным участком в качестве вклада по договору совместной деятельности или договору ассоциативного членства в производственном кооперативе <37> и др. Между тем причинами подобных действий могут быть и попытки казачьих обществ, не обладающих достаточными финансовыми средствами и техническими возможностями, моделировать правовые формы своей хозяйственной деятельности, привлекая универсальные договорные и иные цивилистические конструкции, не всегда пригодные и отражающие специфику складывающихся отношений. Сравнительно редки случаи, когда судебные органы, оценивая поведение казачьих обществ в рамках хозяйствования и использования земельного участка, встают на их сторону, отмечая, к примеру, что передача участка в субаренду через непродолжительное время после его получения казачьим обществом в аренду не противоречит действующему законодательству <38>. Кроме того, казачьи общества, получающие земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не имеющие реальных возможностей для их самостоятельного использования и привлекающие к этому иных лиц, вынуждены формировать особые правовые модели, пытаясь остаться в рамках правового поля. Так, суды всех инстанций признали правомерным заключение казачьим обществом с сельскохозяйственным производственным кооперативом и главой крестьянского (фермерского) хозяйства договора об обработке земли на основе взаимопомощи, по которому казачье общество в качестве вклада предоставляет земельные участки для сельскохозяйственного производства, трудовые ресурсы, очищает посадки, производит учет урожая, заключает договоры его хранения и производит его реализацию, а иные участники предоставляют сельскохозяйственную технику, транспорт, оплачивают расходы на производство сельхозпродукции, выполняют отдельные полевые работы <39>. Очевидно, что отсутствие необходимого внимания к регламентации хозяйствования казачьих обществ со стороны законодателя существенно снижает результативность их деятельности.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)
В процессе рассмотрения дела представитель органа социальной защиты населения указал, что основанием для отказа П. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка явилось то обстоятельство, что суммарная площадь земельных участков, принадлежащих семье П. и подлежащих учету при определении наличия у нее права на получение этой выплаты, включая земельный участок для сельскохозяйственного производства, превышает 1 гектар.
показать больше документов