Правовое регулирование банковской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование банковской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование банковской деятельности в новых регионах Российской Федерации
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
Статья: Особенности нормативного правового регулирования осуществления банковской деятельности в новых субъектах Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 2)Нормативное правовое регулирование банковской деятельности
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 2)Нормативное правовое регулирование банковской деятельности
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Открытие счета, покрытого (депонированного) аккредитива либо заключение договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо приобретение указанными обществом или предприятием ценных бумаг кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо осуществление указанными обществом или предприятием данных операций (сделок) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов (за исключением осуществления данных операций (сделок) с кредитной организацией (ценными бумагами кредитной организации) в случаях, предусмотренных частью 1.3, 1.4 или 1.6 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или абзацем третьим, четвертым или шестым пункта 9 статьи 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), либо несоблюдение указанными обществом или предприятием сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета или договор банковского вклада (депозита) с кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, и (или) сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета, договор банковского вклада (депозита) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и условий отчуждения ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих указанным обществу или предприятию, -
(ред. от 04.11.2025)2. Открытие счета, покрытого (депонированного) аккредитива либо заключение договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо приобретение указанными обществом или предприятием ценных бумаг кредитной организации, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо осуществление указанными обществом или предприятием данных операций (сделок) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов (за исключением осуществления данных операций (сделок) с кредитной организацией (ценными бумагами кредитной организации) в случаях, предусмотренных частью 1.3, 1.4 или 1.6 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или абзацем третьим, четвертым или шестым пункта 9 статьи 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), либо несоблюдение указанными обществом или предприятием сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета или договор банковского вклада (депозита) с кредитной организацией, не соответствующей установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенной в перечни кредитных организаций, размещенные Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, и (или) сроков, в течение которых они должны расторгнуть договор банковского счета, договор банковского вклада (депозита) с иностранным банком, не соответствующим установленным для указанных целей требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенным в перечни иностранных банков, размещенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями указанных федеральных законов, либо несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и условий отчуждения ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих указанным обществу или предприятию, -
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<2> См.: Богачева С. Понятие аккредитива как формы международных расчетов // Коммерческое право. Вып. 10. С. 8; Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности / под ред. Е.А. Суханова. М., 1994. С. 45.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<2> См.: Богачева С. Понятие аккредитива как формы международных расчетов // Коммерческое право. Вып. 10. С. 8; Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности / под ред. Е.А. Суханова. М., 1994. С. 45.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной поддержки кредитных организаций в условиях недружественных действий иностранных государств
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 2)И. Шувалов отмечает, что "правовое регулирование банковской деятельности в период социально-экономического кризиса сопровождается усилением специальных форм и средств прямого воздействия со стороны Центрального банка на субъекты банковской деятельности. Это в первую очередь меры нормативного регулирования, направленные на стабилизацию банковской системы, восстановление рынка межбанковского кредитования, поддержание ликвидности банковской системы страны, принятие которых возможно только путем установления приоритета императивных норм публичного права" <9>.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 2)И. Шувалов отмечает, что "правовое регулирование банковской деятельности в период социально-экономического кризиса сопровождается усилением специальных форм и средств прямого воздействия со стороны Центрального банка на субъекты банковской деятельности. Это в первую очередь меры нормативного регулирования, направленные на стабилизацию банковской системы, восстановление рынка межбанковского кредитования, поддержание ликвидности банковской системы страны, принятие которых возможно только путем установления приоритета императивных норм публичного права" <9>.
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Экспериментальный правовой режим банковской
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Экспериментальный правовой режим банковской
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Статья посвящена проблеме определения места института эмиссионного права в системе права финансового. Подчеркивается, что данный институт является сложным. И его место сегодня определяется в общей и особенной частях финансового права. В общей части финансового права объективно сегодня выделился данный институт той частью, которая регулирует выпуск денежных знаков и организацию наличного денежного обращения на территории РФ. Вторая часть этого института включается в институт финансово-правового регулирования банковской деятельности. Она регулирует отношения безналичной денежной эмиссии, связанные с использованием механизмов и методов денежно-кредитной политики РФ. В статье подчеркиваются критерии "расщепления" данного института на две составляющие.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Статья посвящена проблеме определения места института эмиссионного права в системе права финансового. Подчеркивается, что данный институт является сложным. И его место сегодня определяется в общей и особенной частях финансового права. В общей части финансового права объективно сегодня выделился данный институт той частью, которая регулирует выпуск денежных знаков и организацию наличного денежного обращения на территории РФ. Вторая часть этого института включается в институт финансово-правового регулирования банковской деятельности. Она регулирует отношения безналичной денежной эмиссии, связанные с использованием механизмов и методов денежно-кредитной политики РФ. В статье подчеркиваются критерии "расщепления" данного института на две составляющие.
Статья: Реализация участниками синдиката кредиторов своих прав на инициирование процедуры банкротства должника и участие в ней
(Ржанов Н.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)Совершенно справедливо мнение авторитетных российских исследователей, специализирующихся в области правового регулирования банковской деятельности, о том, что кредиторы должны быть готовы тесно сотрудничать не только на этапе заключения договора в процессе конкурентного поиска клиента, но и в случае нарушения заемщиком отдельных условий договора, неплатежа, реструктуризации или, напротив, взыскания заложенности, обращения взыскания на предмет залога, процедур несостоятельности <31>. Их слаженное, коллективное взаимодействие способно принести им же самим гораздо больше пользы, чем агрессивное стремление к получению преференций за счет друг друга, уже хотя бы в силу того, что вероятность совершения ошибочных действий по выбору сценария и стратегии работы с проблемной задолженностью ниже, когда к разработке сценариев подключены аналитические службы сразу нескольких кредитных организаций.
(Ржанов Н.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)Совершенно справедливо мнение авторитетных российских исследователей, специализирующихся в области правового регулирования банковской деятельности, о том, что кредиторы должны быть готовы тесно сотрудничать не только на этапе заключения договора в процессе конкурентного поиска клиента, но и в случае нарушения заемщиком отдельных условий договора, неплатежа, реструктуризации или, напротив, взыскания заложенности, обращения взыскания на предмет залога, процедур несостоятельности <31>. Их слаженное, коллективное взаимодействие способно принести им же самим гораздо больше пользы, чем агрессивное стремление к получению преференций за счет друг друга, уже хотя бы в силу того, что вероятность совершения ошибочных действий по выбору сценария и стратегии работы с проблемной задолженностью ниже, когда к разработке сценариев подключены аналитические службы сразу нескольких кредитных организаций.
Статья: Правовое содержание мошенничества в сфере потребительского кредитования
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)Не менее важная проблема - необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования банковской деятельности в области потребительского кредита в соответствии со складывающейся ситуацией. Необходимо найти оптимальное соотношение между свободой предпринимательской деятельности в сфере банковских услуг и стремлением банков к максимизации получаемых прибылей, с одной стороны, и регулированием финансовых рынков с целью их стабилизации и обеспечения прав всех их участников - с другой. Важнейшую роль здесь играет позиция, занимаемая ЦБ РФ как регулятором финансовых рынков страны.
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)Не менее важная проблема - необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования банковской деятельности в области потребительского кредита в соответствии со складывающейся ситуацией. Необходимо найти оптимальное соотношение между свободой предпринимательской деятельности в сфере банковских услуг и стремлением банков к максимизации получаемых прибылей, с одной стороны, и регулированием финансовых рынков с целью их стабилизации и обеспечения прав всех их участников - с другой. Важнейшую роль здесь играет позиция, занимаемая ЦБ РФ как регулятором финансовых рынков страны.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Кроме федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, может принимать Центральный банк Российской Федерации, хотя в ГК РФ он не упомянут и федеральным органом власти не является. Данное полномочие вытекает из ст. 7 Федерального закона о Банке России. Нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций. Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться кроме Конституции РФ и федеральных законов только нормативными актами Банка России. Банковская деятельность представляет собой совершение банковских операций, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Следовательно, ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни иные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты в сфере расчетов и ведения банковских счетов, кредитования, деятельности по привлечению вкладов, купли-продажи иностранной валюты и в других вопросах, отнесенных к компетенции Банка России как мегарегулятора финансовых отношений, в том числе отнесенных ранее к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам <1>.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Кроме федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, может принимать Центральный банк Российской Федерации, хотя в ГК РФ он не упомянут и федеральным органом власти не является. Данное полномочие вытекает из ст. 7 Федерального закона о Банке России. Нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций. Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться кроме Конституции РФ и федеральных законов только нормативными актами Банка России. Банковская деятельность представляет собой совершение банковских операций, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Следовательно, ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни иные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты в сфере расчетов и ведения банковских счетов, кредитования, деятельности по привлечению вкладов, купли-продажи иностранной валюты и в других вопросах, отнесенных к компетенции Банка России как мегарегулятора финансовых отношений, в том числе отнесенных ранее к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам <1>.
Статья: Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Согласимся со справедливым замечанием И. Шувалова, который считает, что "опыт антикризисной политики, правовое регулирование банковской деятельности в период социально-экономического кризиса сопровождается усилением специальных форм и средств прямого воздействия со стороны Центрального банка на субъекты банковской деятельности" <22>. Безусловно, что принятые в кризисные годы меры поддержки были направлены в отношении особых субъектов банковской деятельности (значимых банков), а многие оказались за чертой мер поддержки. Такой подход необходимо изменить и сместить в сторону "мониторинга макроэкономической ситуации, выявления дисбалансов в денежно-кредитной сфере" и направить усилия на разработку мероприятий на устранение системных рисков банковской сферы.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Согласимся со справедливым замечанием И. Шувалова, который считает, что "опыт антикризисной политики, правовое регулирование банковской деятельности в период социально-экономического кризиса сопровождается усилением специальных форм и средств прямого воздействия со стороны Центрального банка на субъекты банковской деятельности" <22>. Безусловно, что принятые в кризисные годы меры поддержки были направлены в отношении особых субъектов банковской деятельности (значимых банков), а многие оказались за чертой мер поддержки. Такой подход необходимо изменить и сместить в сторону "мониторинга макроэкономической ситуации, выявления дисбалансов в денежно-кредитной сфере" и направить усилия на разработку мероприятий на устранение системных рисков банковской сферы.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Статья: Правовое регулирование обязательного страхования банковских вкладов и его место в системе финансового права
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Традиционные разделы финансового права, такие как бюджетное право, налоговое право, финансовый контроль, стали признаваться его подотраслями, резко возросло значение эмиссионного права. Не миновали эти изменения отдельных институтов финансового права, которые обычно в советских учебниках раскрывались фрагментарно и особого интереса в советской науке не вызывали. Речь идет об институтах, которые именуются как "Финансово-правовое регулирование банковской деятельности", "Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг", "Финансово-правовое регулирование страховой деятельности" <11>. Есть много оснований полагать, что эти и другие близкие к ним институты, в том числе появившиеся сравнительно недавно ("Финансово-правовое регулирование микрофинансирования", "Финансово-правовое регулирование коллективного инвестирования") <12>, имеют много общего и могут быть охвачены новой формирующейся подотраслью финансового права - публичным правом финансового рынка <13>. Назовем эти основания.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Традиционные разделы финансового права, такие как бюджетное право, налоговое право, финансовый контроль, стали признаваться его подотраслями, резко возросло значение эмиссионного права. Не миновали эти изменения отдельных институтов финансового права, которые обычно в советских учебниках раскрывались фрагментарно и особого интереса в советской науке не вызывали. Речь идет об институтах, которые именуются как "Финансово-правовое регулирование банковской деятельности", "Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг", "Финансово-правовое регулирование страховой деятельности" <11>. Есть много оснований полагать, что эти и другие близкие к ним институты, в том числе появившиеся сравнительно недавно ("Финансово-правовое регулирование микрофинансирования", "Финансово-правовое регулирование коллективного инвестирования") <12>, имеют много общего и могут быть охвачены новой формирующейся подотраслью финансового права - публичным правом финансового рынка <13>. Назовем эти основания.