Правовая экспертиза нормативных правовых актов это
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовая экспертиза нормативных правовых актов это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 по делу N 66а-1786/2024 (УИД 59OS0000-01-2024-000159-46)
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 18.07.2024 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края "Об установлении на территории дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, и о внесении изменений в Закон "Об административных правонарушениях".Давая толкование приведенным нормам материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что они регулируют правоотношения, сопровождающие процедуру принятия нормативного правового акта, каждый из которых оформляется самостоятельным документом, при этом, приведенные нормы Федерального закона N 172-ФЗ не исключают проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, в ходе проведения его правовой экспертизы.
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 18.07.2024 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края "Об установлении на территории дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, и о внесении изменений в Закон "Об административных правонарушениях".Давая толкование приведенным нормам материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что они регулируют правоотношения, сопровождающие процедуру принятия нормативного правового акта, каждый из которых оформляется самостоятельным документом, при этом, приведенные нормы Федерального закона N 172-ФЗ не исключают проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, в ходе проведения его правовой экспертизы.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2024 N 88а-30019/2024 (УИД 58OS0000-01-2023-000133-36)
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 20.02.2024 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.05.2024, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства Пензенской области от 07.07.2022 N 444-рП "Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области".При этом воспроизведение наименований продукции по видам экономической деятельности таким образом, как это осуществлено в оспариваемом распоряжении, не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов, понятие которых приведено в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 20.02.2024 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.05.2024, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства Пензенской области от 07.07.2022 N 444-рП "Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области".При этом воспроизведение наименований продукции по видам экономической деятельности таким образом, как это осуществлено в оспариваемом распоряжении, не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов, понятие которых приведено в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Существенным недостатком является наличие пробелов в сфере обеспечения законности принимаемых нормативных правовых актов органами местного самоуправления, отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в проведении прокуратурой правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению нормативных правовых актов, противоречащих требованиям действующего законодательства.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Существенным недостатком является наличие пробелов в сфере обеспечения законности принимаемых нормативных правовых актов органами местного самоуправления, отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в проведении прокуратурой правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению нормативных правовых актов, противоречащих требованиям действующего законодательства.
Статья: Совершенствование отдельных аспектов системы государственного контроля и надзора для повышения эффективности государственного управления
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Процедуры ОРВ и ОФВ нормативных правовых актов (далее - НПА) - это экспертизы нового или действующего законодательного акта, направленные на устранение нечетких формулировок и положений проектов НПА, а также выявление и исключение положений, вводящих избыточные издержки для субъектов предпринимательской деятельности.
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Процедуры ОРВ и ОФВ нормативных правовых актов (далее - НПА) - это экспертизы нового или действующего законодательного акта, направленные на устранение нечетких формулировок и положений проектов НПА, а также выявление и исключение положений, вводящих избыточные издержки для субъектов предпринимательской деятельности.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 31.05.2012 N 87
(ред. от 02.10.2019)
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"11. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) <*> на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.
(ред. от 02.10.2019)
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"11. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) <*> на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)В статье рассматриваются становление и развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, его нормативные основы, роль органов прокуратуры в его реализации и предложения по повышению эффективности этой работы.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)В статье рассматриваются становление и развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, его нормативные основы, роль органов прокуратуры в его реализации и предложения по повышению эффективности этой работы.
Статья: Комплексное развитие территорий: как новому институту не повторить судьбу "старых" (КОТ, РЗТ, КРТ и КУРТ)?
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)<7> См. ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)<7> См. ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Статья: Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Следует, однако, отметить, что указанные субъекты, во-первых, занимаются оценкой конституционности проекта нормативно-правового акта "в том числе", т.е. в рамках правовой экспертизы. Во-вторых, они не являются органами, специально уполномоченными на осуществление конституционного нормоконтроля, и не обладают необходимыми полномочиями для его осуществления. Единственным органом, обладающим такой компетенцией в Российской Федерации, является Конституционный Суд, и в этом смысле представляет интерес новое полномочие, приписанное ему по результатам конституционной реформы 2020 г. Приписанное, поскольку сами судьи КС РФ воспринимают предварительный конституционный контроль без особого восторга, опасаясь, что такое "предварительное" признание закона соответствующим Конституции РФ в дальнейшем может препятствовать последующему конституционному контролю по индивидуальным жалобам граждан либо запросам судов. И хотя статья 110.12 Закона о Конституционном Суде <18> содержит прямую оговорку в отношении принципиальной "несвязанности" предварительного и последующего нормоконтроля, тем не менее определенные коллизии между правовыми позициями Суда, принятыми в рамках их осуществления, все же возможны.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Следует, однако, отметить, что указанные субъекты, во-первых, занимаются оценкой конституционности проекта нормативно-правового акта "в том числе", т.е. в рамках правовой экспертизы. Во-вторых, они не являются органами, специально уполномоченными на осуществление конституционного нормоконтроля, и не обладают необходимыми полномочиями для его осуществления. Единственным органом, обладающим такой компетенцией в Российской Федерации, является Конституционный Суд, и в этом смысле представляет интерес новое полномочие, приписанное ему по результатам конституционной реформы 2020 г. Приписанное, поскольку сами судьи КС РФ воспринимают предварительный конституционный контроль без особого восторга, опасаясь, что такое "предварительное" признание закона соответствующим Конституции РФ в дальнейшем может препятствовать последующему конституционному контролю по индивидуальным жалобам граждан либо запросам судов. И хотя статья 110.12 Закона о Конституционном Суде <18> содержит прямую оговорку в отношении принципиальной "несвязанности" предварительного и последующего нормоконтроля, тем не менее определенные коллизии между правовыми позициями Суда, принятыми в рамках их осуществления, все же возможны.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> (п. 2 ст. 6) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов обозначается в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы урегулирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7> (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Одновременно с этим Федеральным законом N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень объектов антикоррупционной экспертизы (ст. 3). При этом муниципальные правовые акты в указанный перечень включены только в части уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (подп. 3 п. 3 ст. 3), что представляется существенным упущением федерального законодателя. Как показал мониторинг муниципальных правовых актов, именно при принятии муниципальных правовых актов, направленных на регулирование конкретных общественных отношений, а не актов учредительного характера (устав муниципального образования и нормативные правовые акты по внесению в него изменений), чаще всего выявляются коррупциогенные факторы, предусмотренные методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <8>.
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> (п. 2 ст. 6) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов обозначается в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы урегулирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7> (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Одновременно с этим Федеральным законом N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень объектов антикоррупционной экспертизы (ст. 3). При этом муниципальные правовые акты в указанный перечень включены только в части уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (подп. 3 п. 3 ст. 3), что представляется существенным упущением федерального законодателя. Как показал мониторинг муниципальных правовых актов, именно при принятии муниципальных правовых актов, направленных на регулирование конкретных общественных отношений, а не актов учредительного характера (устав муниципального образования и нормативные правовые акты по внесению в него изменений), чаще всего выявляются коррупциогенные факторы, предусмотренные методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <8>.
Статья: О принципах введения обязательных требований и их оценки применения
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках этого принципа в начале 2000-х годов был введен институт юридической экспертизы проектов актов нормативного характера (далее - НПА) и самих актов на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным актам. Институты правовой экспертизы проектов НПА, вводящих обязательные требования, и государственной регистрации таких НПА федеральных органов исполнительной власти <5> (далее - ФОИВ) и уполномоченных организаций также нашли свое отражение в Законе о требованиях <6>.
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках этого принципа в начале 2000-х годов был введен институт юридической экспертизы проектов актов нормативного характера (далее - НПА) и самих актов на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным актам. Институты правовой экспертизы проектов НПА, вводящих обязательные требования, и государственной регистрации таких НПА федеральных органов исполнительной власти <5> (далее - ФОИВ) и уполномоченных организаций также нашли свое отражение в Законе о требованиях <6>.
Статья: Оценка разрешения коллизий интересов в нормативных правовых актах и их проектах
(Бурмистрова С.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Отдельные исследователи полагают, что оценка всех сколько-нибудь значимых свойств правотворческого акта, анализ его положительных и отрицательных сторон должны производиться в рамках научной экспертизы <13>. О.С. Ладейнова считает, что нормативные правовые акты (проекты таких актов) должны проходить проверку на соответствие нравственно-этическим началам и такая проверка должна осуществляться в рамках нравственно-философской экспертизы <14>. Некоторые ученые оценку перспектив действия нормативных правовых актов рассматривают как неотъемлемую составляющую экспертизы проектов нормативных правовых актов, при этом не уточняют, какому виду экспертизы такая оценка соответствует в наибольшей степени <15>.
(Бурмистрова С.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Отдельные исследователи полагают, что оценка всех сколько-нибудь значимых свойств правотворческого акта, анализ его положительных и отрицательных сторон должны производиться в рамках научной экспертизы <13>. О.С. Ладейнова считает, что нормативные правовые акты (проекты таких актов) должны проходить проверку на соответствие нравственно-этическим началам и такая проверка должна осуществляться в рамках нравственно-философской экспертизы <14>. Некоторые ученые оценку перспектив действия нормативных правовых актов рассматривают как неотъемлемую составляющую экспертизы проектов нормативных правовых актов, при этом не уточняют, какому виду экспертизы такая оценка соответствует в наибольшей степени <15>.
Статья: О роли Верховного Суда Российской Федерации в правотворческой деятельности
(Старицын А.Ю.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Правотворческая деятельность как правовая категория не имеет единого общепринятого определения, но, несмотря на это, может быть определена с учетом существующих правовых позиций как процесс, направленный на создание правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов при условии соблюдения его основополагающих принципов и специальной регламентированной процедуры, предусматривающей не одну правовую экспертизу проектов таких актов <2>. Соответственно, правотворчество базируется на конкретном организационном фундаменте, предполагает сознательную и взвешенную деятельность в правовой сфере общества. Указанный процесс является объективным результатом происходящих в обществе изменений, начиная от научно-технических и заканчивая духовными, что обеспечивает стабильную динамику, устойчивость общественных отношений.
(Старицын А.Ю.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Правотворческая деятельность как правовая категория не имеет единого общепринятого определения, но, несмотря на это, может быть определена с учетом существующих правовых позиций как процесс, направленный на создание правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов при условии соблюдения его основополагающих принципов и специальной регламентированной процедуры, предусматривающей не одну правовую экспертизу проектов таких актов <2>. Соответственно, правотворчество базируется на конкретном организационном фундаменте, предполагает сознательную и взвешенную деятельность в правовой сфере общества. Указанный процесс является объективным результатом происходящих в обществе изменений, начиная от научно-технических и заканчивая духовными, что обеспечивает стабильную динамику, устойчивость общественных отношений.
Статья: О некоторых проблемных аспектах осуществления общественной экспертизы в России
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)<5> Корнилов А.Р. Общественная экспертиза нормативных правовых актов как вид правовой экспертизы // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. N 3. С. 147.
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)<5> Корнилов А.Р. Общественная экспертиза нормативных правовых актов как вид правовой экспертизы // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. N 3. С. 147.
Статья: Экспериментальные правовые режимы: некоторые проблемы правового регулирования
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<33> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<33> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
Статья: Проблемы повышения качества нормотворческой деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)В частности, С.А. Комаров и Г.М. Азнагулова отмечают возрастание значения деятельности государственных органов по формированию научно обоснованной и эффективной правовой политики в современных условиях. При этом в содержании научного обеспечения правовой политики авторы выделяют такие составные элементы, как научный анализ и оценка деятельности государственных органов в сфере правообразования и реализации права, а также научно правовая экспертиза принятых и находящихся на стадии принятия нормативных правовых актов [2].
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)В частности, С.А. Комаров и Г.М. Азнагулова отмечают возрастание значения деятельности государственных органов по формированию научно обоснованной и эффективной правовой политики в современных условиях. При этом в содержании научного обеспечения правовой политики авторы выделяют такие составные элементы, как научный анализ и оценка деятельности государственных органов в сфере правообразования и реализации права, а также научно правовая экспертиза принятых и находящихся на стадии принятия нормативных правовых актов [2].