Право на землю под линейным объектом
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на землю под линейным объектом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФПри этом линейные объекты не являются сооружениями, их размещение на земельном участке не препятствует использованию земельного участка на праве аренды. Собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта, кроме того, сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Однако само по себе возможное размещение линейных объектов не препятствует ни целевому использованию спорного земельного участка, ни свидетельствует о наличии оснований для отказа в заключении договора аренды."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"По смыслу статей 23, 78, 89 и 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как получить права на землю для строительства линейного объекта
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как получить права на землю для строительства линейного объекта
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение в целях определения условий сервитута, указав, что статья 274 ГК РФ не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или условиях соглашения. При этом суд должен разрешить возникший спор по иску заинтересованного лица, требующего установления сервитута, принимая во внимание, что выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено. В данном деле правообладатель земельного участка в обоснование своего искового требования ссылался на то, что собственник линейного объекта осуществил его строительство на участке истца и, фактически пользуясь земельным участком, уклонялся от заключения соглашения, формализующего порядок, способ и время пользования земельным участком, а также устанавливающего обязанность по внесению соответствующей платы в определенном размере. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами предпринимателю отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение в целях определения условий сервитута, указав, что статья 274 ГК РФ не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или условиях соглашения. При этом суд должен разрешить возникший спор по иску заинтересованного лица, требующего установления сервитута, принимая во внимание, что выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено. В данном деле правообладатель земельного участка в обоснование своего искового требования ссылался на то, что собственник линейного объекта осуществил его строительство на участке истца и, фактически пользуясь земельным участком, уклонялся от заключения соглашения, формализующего порядок, способ и время пользования земельным участком, а также устанавливающего обязанность по внесению соответствующей платы в определенном размере. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами предпринимателю отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.
Статья: О защите прав собственника земельного участка при размещении линий связи
(Ступин П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)<14> Бочаров М. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. 2005. N 45.
(Ступин П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)<14> Бочаров М. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. 2005. N 45.
Статья: Проблемы государственного управления земельным фондом и регистрации прав на объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Применение норм о публичном сервитуте упрощает процедуру приобретения прав на землю собственником линейного объекта в силу того, что публичный сервитут распространяет свое действие как на время строительства, так и на период функционирования объекта. Экономическая обоснованность данных норм вызывает вопросы в связи с тем, что по окончании строительства обремененными сервитутом на длительный срок (до 49 лет) оказываются значительные по площади пространства, коммерческая привлекательность которых снизится. При этом отсутствует необходимость в постоянном ежедневном использовании участка такого размера, поскольку потребность в землепользовании для правообладателя линейного объекта ограничивается периодами его обслуживания (ремонта) и (или) устранения последствий аварий. Следует также учитывать, что по смыслу норм гл. V.7 ЗК РФ публичный сервитут является платным. Кроме того, собственник обремененного участка, возможно, вправе требовать компенсации в виде снижения стоимости земельного участка (разницы в цене до и после ограничений прав).
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Применение норм о публичном сервитуте упрощает процедуру приобретения прав на землю собственником линейного объекта в силу того, что публичный сервитут распространяет свое действие как на время строительства, так и на период функционирования объекта. Экономическая обоснованность данных норм вызывает вопросы в связи с тем, что по окончании строительства обремененными сервитутом на длительный срок (до 49 лет) оказываются значительные по площади пространства, коммерческая привлекательность которых снизится. При этом отсутствует необходимость в постоянном ежедневном использовании участка такого размера, поскольку потребность в землепользовании для правообладателя линейного объекта ограничивается периодами его обслуживания (ремонта) и (или) устранения последствий аварий. Следует также учитывать, что по смыслу норм гл. V.7 ЗК РФ публичный сервитут является платным. Кроме того, собственник обремененного участка, возможно, вправе требовать компенсации в виде снижения стоимости земельного участка (разницы в цене до и после ограничений прав).
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)В 2018 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был дополнен новой главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Одной из основных задач, стоявших перед законодателем при ее разработке, было создание действенной альтернативы частным переговорам, позволяющей упростить процесс оформления прав на землю под линейными объектами. В качестве такой альтернативы законодатель избрал введение новой административной процедуры, неизвестной ранее действовавшему земельному законодательству. Это повлекло включение процесса установления публичного сервитута в сферу государственного управления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)В 2018 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был дополнен новой главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Одной из основных задач, стоявших перед законодателем при ее разработке, было создание действенной альтернативы частным переговорам, позволяющей упростить процесс оформления прав на землю под линейными объектами. В качестве такой альтернативы законодатель избрал введение новой административной процедуры, неизвестной ранее действовавшему земельному законодательству. Это повлекло включение процесса установления публичного сервитута в сферу государственного управления.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)6.3. Проблемы и перспективы развития норм о подразумеваемом
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)6.3. Проблемы и перспективы развития норм о подразумеваемом