Правила землепользования и застройки не распространяются

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила землепользования и застройки не распространяются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2022 N 88-18268/2022 по делу N 2-1570/2022
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на дом.
Обстоятельства: Истцом на земельном участке построен дом, который соответствует строительным нормам и правилам, однако истец не имеет в настоящее время возможности зарегистрировать свои права на возведенный жилой дом.
Решение: Отказано.
Принимая во внимание установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства того, что истец знал о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (о запрете размещения объектов индивидуального жилищного строительства) при осуществлении строительства жилого дома, сам по себе факт формирования спорного земельного участка до 2012 года не свидетельствует о том, что Правила землепользования и застройки не распространяются на собственника земельного участка.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2021 N 88а-20901/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконными актов и действий инспекции по охране объектов культурного наследия.
Обстоятельства: С учетом того что Конституция Российской Федерации обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44), оспариваемые решения не могут расцениваться как нарушающие право собственности административных истцов на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в соответствии с их целевым назначением.
Решение: Отказано.
Суды правильно исходили из того, что действие градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2, в границах которой расположен земельный участок административных истцов, на данный участок (в связи с нахождением объекта археологического наследия) не распространяется, что не исключает возможности применения иных положений Правил землепользования и застройки в связи с нахождением земельного участка в зоне охраны исторической части города Костромы, с учетом правового регулирования, осуществляемого Охранкультурой Костромской области в силу предоставленных ей полномочий постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2008 года N 372-а "Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вопросы установления санитарно-защитных зон
(Трутнев Э.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, NN 6, 7)
<16> Для модели В наличие указанной возможности обеспечивается тем, что документами градорегулирования (ГП, ПЗЗ) устанавливаются юридически значимые границы СЗЗ, которые подлежат учету при подготовке ИП СЗЗ так, чтобы в этих проектах границы СЗЗ не распространялись за пределы, установленные ГП, ПЗЗ, и такое нераспространение должно обеспечиваться, помимо прочего, и совершенствованием экологических характеристик технологии производства.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утвержденных ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
15. Требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими федеральными законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"
4. Нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть предусмотрены подготовка и утверждение генерального плана муниципального округа или городского округа либо применительно к населенному пункту, входящему в состав муниципального округа или городского округа. В такой генеральный план включаются карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Такой генеральный план утверждается органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики. В этом случае порядок, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не распространяется в отношении подготовки и утверждения генерального плана муниципального округа или городского округа, правил землепользования и застройки муниципальных округов, городских округов. Порядок подготовки, согласования, утверждения такого генерального плана, его состав и содержание, а также порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту такого генерального плана устанавливается нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.