Правила подготовки и производства земляных работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила подготовки и производства земляных работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
Статья: Освоение земельных участков
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Под земляными работами как термином, используемым в региональном законодательстве и муниципальном регулировании отношений по благоустройству территории, как правило, понимаются: очистка и подготовка участка, срез грунта, корчевание пней, спил (снос) деревьев, выравнивание рельефа, рыхление земли, вывоз грунта, разработка траншей (котлованов). Разрешение на такой вид работ рассматривается в системе действующего регулирования как государственная, муниципальная услуга, за получением которой необходимо обратиться в уполномоченный орган <9>. Производство земляных работ без разрешения образует (как правило) состав административного деликта, ответственность за который регламентирована региональным законодательством об административной ответственности <10>. В федеральной системе нормативно-правового регулирования отсутствует принятое и закрепленное на законодательном уровне определение рассматриваемого в данной статье термина, о чем и свидетельствует допущенная выше оговорка "как правило".
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Под земляными работами как термином, используемым в региональном законодательстве и муниципальном регулировании отношений по благоустройству территории, как правило, понимаются: очистка и подготовка участка, срез грунта, корчевание пней, спил (снос) деревьев, выравнивание рельефа, рыхление земли, вывоз грунта, разработка траншей (котлованов). Разрешение на такой вид работ рассматривается в системе действующего регулирования как государственная, муниципальная услуга, за получением которой необходимо обратиться в уполномоченный орган <9>. Производство земляных работ без разрешения образует (как правило) состав административного деликта, ответственность за который регламентирована региональным законодательством об административной ответственности <10>. В федеральной системе нормативно-правового регулирования отсутствует принятое и закрепленное на законодательном уровне определение рассматриваемого в данной статье термина, о чем и свидетельствует допущенная выше оговорка "как правило".
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 04.03.2020 N 484/р
"Об утверждении Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств связи ОАО "РЖД"
(вместе с "ПОТ РЖД-4100612-ЦСС-185-2020. Правила...")2.2.1.3. При подготовке трассы для прокладки кабеля и производстве земляных работ, предшествующих работам по прокладке кабеля, необходимо соблюдать требования, содержащиеся в Правилах по охране труда в строительстве [59].
"Об утверждении Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств связи ОАО "РЖД"
(вместе с "ПОТ РЖД-4100612-ЦСС-185-2020. Правила...")2.2.1.3. При подготовке трассы для прокладки кабеля и производстве земляных работ, предшествующих работам по прокладке кабеля, необходимо соблюдать требования, содержащиеся в Правилах по охране труда в строительстве [59].
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 справочника к сельскохозяйственным работам, которые могут выполнять трактористы-машинисты, относятся работы на тракторах в агрегате с прицепными и навесными орудиями, самоходными и другими машинами в соответствии с агротехническими требованиями и правилами производства тракторных работ. Кроме того, указанный раздел определяет, что к работам, которые они выполняют, следует отнести производство погрузочно-разгрузочных, транспортных и стационарных работ, выполняемых на тракторах.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 справочника к сельскохозяйственным работам, которые могут выполнять трактористы-машинисты, относятся работы на тракторах в агрегате с прицепными и навесными орудиями, самоходными и другими машинами в соответствии с агротехническими требованиями и правилами производства тракторных работ. Кроме того, указанный раздел определяет, что к работам, которые они выполняют, следует отнести производство погрузочно-разгрузочных, транспортных и стационарных работ, выполняемых на тракторах.
Статья: Проблема установления субъекта, подлежащего привлечению к ответственности за гибель сотрудников организации при производстве земляных работ (на примере конкретного уголовного дела)
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Так, мастер предприятия Г. осужден по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Он, будучи ответственным за организацию безопасного ведения работ повышенной опасности <4>, допустил нахождение электрогазосварщика Д. в траншее, в которой отсутствовали откосы надлежащей крутизны и их крепления. Эти нарушения повлекли за собой обвал стены указанной траншеи, сдавление грунтом Д. и, как следствие, его смерть. Суд констатировал, что Г. в соответствии с должностной инструкцией и локальными нормативными актами предприятия "являлся лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда и правил техники безопасности при производстве строительных работ и обладал должной профессиональной подготовкой для их соблюдения" <5>.
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Так, мастер предприятия Г. осужден по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Он, будучи ответственным за организацию безопасного ведения работ повышенной опасности <4>, допустил нахождение электрогазосварщика Д. в траншее, в которой отсутствовали откосы надлежащей крутизны и их крепления. Эти нарушения повлекли за собой обвал стены указанной траншеи, сдавление грунтом Д. и, как следствие, его смерть. Суд констатировал, что Г. в соответствии с должностной инструкцией и локальными нормативными актами предприятия "являлся лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда и правил техники безопасности при производстве строительных работ и обладал должной профессиональной подготовкой для их соблюдения" <5>.
Статья: Земляные работы: понятие, порядок выполнения и требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несоответствие указанных в проекте проведения (производства) работ типов ограждений утвержденным Правительством Москвы в качестве приложения к Правилам проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве типам ограждений;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несоответствие указанных в проекте проведения (производства) работ типов ограждений утвержденным Правительством Москвы в качестве приложения к Правилам проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве типам ограждений;