Правила перевозки грузов и пассажиров
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила перевозки грузов и пассажиров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, водном или железнодорожном транспорте
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ч. 1, 3 ст. 11.14 КоАП РФ, ст. 2 УЖТ РФ, ст. ст. 16, 20, 21 Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ, гл. III Правил перевозки грузов, грузовых вагонов ж/д транспортом, п. 87 Правил приема грузов к перевозке ж/д транспортом, п. п. 3.2, 3.5, 3.6 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Росжелдора, п. 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, п. п. 6, 189 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, п. п. 32, 48 Правил перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ч. 1, 3 ст. 11.14 КоАП РФ, ст. 2 УЖТ РФ, ст. ст. 16, 20, 21 Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ, гл. III Правил перевозки грузов, грузовых вагонов ж/д транспортом, п. 87 Правил приема грузов к перевозке ж/д транспортом, п. п. 3.2, 3.5, 3.6 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Росжелдора, п. 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, п. п. 6, 189 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, п. п. 32, 48 Правил перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
Позиция ВС РФ: Перевозчик вправе поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) и за выполнение договора
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2010 N КАС10-434
Применимые нормы: п. 1 ст. 313, ст. 403 ГК РФ, п. 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателейПрименимые нормы: п. 1 ст. 313, ст. 403 ГК РФ, п. 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2010 N КАС10-434
Применимые нормы: п. 1 ст. 313, ст. 403 ГК РФ, п. 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателейПрименимые нормы: п. 1 ст. 313, ст. 403 ГК РФ, п. 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Нарушения прав пассажиров при перевозке ручной клади и вещей, находящихся при пассажире в соответствии с пунктом 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2021
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2021
Готовое решение: Как принять к вычету НДС с командировочных расходов
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за пользование залом повышенной комфортности включается перевозчиком в стоимость перевозки пассажира, в том числе в тех ситуациях, когда пассажир отдельно заказывает эту услугу у перевозчика (п. 2 Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, п. п. 29, 30, 100, 101 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей). Даже если плата за пользование залом повышенной комфортности выделена отдельной строкой в документах, выданных перевозчиком, вычет НДС с нее, как и со всей стоимости перевозки, возможен при наличии одного из документов:
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за пользование залом повышенной комфортности включается перевозчиком в стоимость перевозки пассажира, в том числе в тех ситуациях, когда пассажир отдельно заказывает эту услугу у перевозчика (п. 2 Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, п. п. 29, 30, 100, 101 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей). Даже если плата за пользование залом повышенной комфортности выделена отдельной строкой в документах, выданных перевозчиком, вычет НДС с нее, как и со всей стоимости перевозки, возможен при наличии одного из документов:
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. N 10186
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. N 10186
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
Статья: Проблемы применения законодательства при оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ)
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Аналогично подлежат административной ответственности по статье 11.10 КоАП РФ лица, нарушившие правила обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, в том числе по указанной статье привлекаются за отсутствие спасательных жилетов. Все указанные действия представляют опасность для жизни и здоровья пассажиров и относятся к категории недопустимого риска. Также административная ответственность (ст. 12.31.1 КоАП РФ) предусмотрена за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд).
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Аналогично подлежат административной ответственности по статье 11.10 КоАП РФ лица, нарушившие правила обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, в том числе по указанной статье привлекаются за отсутствие спасательных жилетов. Все указанные действия представляют опасность для жизни и здоровья пассажиров и относятся к категории недопустимого риска. Также административная ответственность (ст. 12.31.1 КоАП РФ) предусмотрена за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)"Согласно оспариваемой норме [Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов..."] перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе перевозчику, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки. Такое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки, соответствует требованиям статей 313 (пункт 1), 403 ГК РФ, в силу которых должник, оставаясь ответственным за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, может возложить его исполнение на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)"Согласно оспариваемой норме [Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов..."] перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе перевозчику, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки. Такое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки, соответствует требованиям статей 313 (пункт 1), 403 ГК РФ, в силу которых должник, оставаясь ответственным за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, может возложить его исполнение на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично".
Статья: Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере транспорта: теоретические и организационно-правовые вопросы
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)- правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)- правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Ответ: В п. 84 Федеральных авиационных правилах "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 N 82) сказано:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Ответ: В п. 84 Федеральных авиационных правилах "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 N 82) сказано:
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Анализ положений п. 5 ст. 3, ст. 9 Монреальской конвенции показывает, что несоблюдение требований к документации и правил оформления перевозки пассажира, багажа и груза не влияет не только на существование или действительность договора перевозки, но и на применение правил Монреальской конвенции об ограничении пределов ответственности <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Анализ положений п. 5 ст. 3, ст. 9 Монреальской конвенции показывает, что несоблюдение требований к документации и правил оформления перевозки пассажира, багажа и груза не влияет не только на существование или действительность договора перевозки, но и на применение правил Монреальской конвенции об ограничении пределов ответственности <1>.
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Груз принимается к авиаперевозке, если имеет исправную упаковку, обеспечивающую, в частности, возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении. Груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним (п. 160 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов). При несоблюдении этих условий перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке (п. 160 указанных Правил). Упаковка и тара также должны отвечать требованиям п. 173 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов.
(КонсультантПлюс, 2025)Груз принимается к авиаперевозке, если имеет исправную упаковку, обеспечивающую, в частности, возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении. Груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним (п. 160 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов). При несоблюдении этих условий перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке (п. 160 указанных Правил). Упаковка и тара также должны отвечать требованиям п. 173 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".